Методика РКИ для всех - Блог Юлии Мареевой (marjulia) wrote,
Методика РКИ для всех - Блог Юлии Мареевой
marjulia

Category:

ВОПРОС - ОТВЕТ (продолжительность курса, состав слова, спряжение, семантизация)

1) Во всех учебниках по методике преподавания РКИ (во всяком случае в тех, что читала я) даются рекомендации для очень длительного курса (например, в университете, от года и больше, как я понимаю). Но например я работаю в языковых школах, где краткосрочные курсы для взрослых. Как адаптировать методические рекомендации к моим условиям? Знаете ли вы какие-то книги, в которых есть информация об этом, конкретно, сколько времени уделять грамматике, чтению, говорению, аудированию? Естественно, люди хотят говорить, а не изучать грамматические правила... Но без грамматики, конечно, не заговоришь. Как найти баланс?
Можно взять любой учебник по РКИ для начинающих, тот же “Поехали!”, в предисловиях даётся краткая информация. В идеале на каждом уроке должны присутствовать все виды речевой деятельности. Учебники “5 элементов”, “Поехали!”, “Матрёшка” подойдут для краткосрочных курсов. В книге для преподавателя к учебнику “5 элементов” есть подробные методические рекомендации.
И отсюда вытекает подобный вопрос...
Все пособия по методикам у меня оставили впечатление о том, что русский язык это огромнейшее количество грамматических понятий и правил, которые нужно изучать обязательно (и все вроде как действительно очень важно, ничего не обойдешь стороной!). Но сегодня, во всяком случае в США, люди заинтересованы в более легком подходе к обучению. Сам вид алфавита их уже достаточно пугает, а все что дальше и того хуже. Они все, несколько раз повторяют, что именно хотят сфокусироваться на том, чтобы говорить на уроках и именно за это готовы платить. Как быть опять же, со всей этой грамматикой?

Дозировать грамматические правила, не перегружать информацией; давать конструкции просто на запоминание, без объяснения (например, со словами можно, нужно); на занятии больше говорить, а изученное правило сразу выводить в речь. Так и предлагается во всех учебниках.

2) Я прочитала рекомендации по введению понятия состава слова на уроках РКИ. Когда лучше это делать? В самом начале? И насколько вообще это уместно опять же, на краткосрочных курсах?
Мне в своей практике не приходилось вводить понятия состава слова на уроках РКИ. Эти знания необходимы только студентам-филологам и, конечно, их можно давать всем интересующимся на любом этапе обучения. Приходится обращать внимание н суффиксы и префиксы, с помощью которых образуются существительные, прилагательные, причастия, деепричастия. Есть пособие Красильниковой “Уроки по русскому словообразованию”, оно предназначено для продвинутых, очень полезная книга.

3) Вопрос по грамматике, когда лучше вводить падежные формы прилагательных и местоимений? После того, когда пройдены все падежи существительных или как-то их чередовать?
По-разному. В учебнике “Поехали!” они чередуются, в “Самоваре” сначала изучаются все падежи существительных, а потом падежи прилагательных. Мне больше нравится чередовать. В “Поехали!” для дательного и творительного падежей вводятся сразу формы и существительных, и прилагательных.

4) В книге Вагнер «Преподавание РЯ англо и франко говорящим», в разделе о глаголах говорится,что установить принадлежность глагола к одному из спряжений можно только на основании трех форм (инфинитив, 1 и 2 л. ед. ч.). По аналогии с англ. неправильными глаголами и их тремя формами. Но, во-первых, в английском этих глаголов, хоть и много, но не в се, а в русском, как я понимаю, советуют все глаголы запоминать именно так??? Это реально вообще?))) И потом, когда иностранец, смотрит в словарь и видит там инфинитив глагола, как он узнает остальные две формы, которые он как бы должен знать наизусть? Ведь ему как раз нужно проспрягать глагол, чтобы узнать эти формы...
Обычно (и в большинстве учебников так и преподносится материал) даются 2 группы глаголов: первая – на –ать; вторая на –ить; соответственно там есть различия в гласной при словоизменении. А дальше происходит знакомство и с другими классами глаголов (или штучно даются глаголы с особенностями в спряжении, или целая группа). Можно посмотреть, как это даётся в разных учебниках. В “Поехали!” после двух групп глаголов даётся спряжение глагола “жить”, глаголов “вставать, давать, продавать”, глаголов на –овать и т.п.

5) Что такое операция мыслительного опережения? Я не очень поняла... и как ее развивать англофонам?
Мне более привычен термин “устное опережение”, обозначающий предварительное устное введние материала на занятии без письменного объяснения. Успешно применяется на интенсивных курсах. Описано Китайгородской. Это хороший методический приём: студенты сначала шапочно, устно ознакомились с каким-то грамматическим явлением, научились его распознавать, затем это явление, правило вводится системно, с объяснением, и учащиеся уже могут использовать его осознанно, употреблять в речи. Так материал легче и в более короткие сроки усваивается.
А мыслительное опережение, видимо, состоит в том, что речь не поспевает за мыслью 

6) Нужно ли выбрать и придерживаться одного-двух способов семантизации слов или использовать все?
Нужно использовать все.
Ведь если использовать все, то получится слишкомбольшой объем новых слов. Например, глагол жить – где? (города, страны, улицы и т.д.)
Да, с глаголом “жить” вводится предложный падеж, названия стран, городов, улиц и т.п.
или все-таки слова живой, жизнь, живительный и т.д.?
Слова типа “живительный” вы не будете вводить на элементарном уровне, на продвинутом – да, полезно ознакомить со всем словообразовытельным гнездом.
Если выбирать одну, то какая лучше?
В зависимости от ситуации, контингента, этапа обучения.

7) В книге Балыхиной «Преподавание РЯ как неродного, нового» на с. 106 говорится, что необходимо дать студентам инофрмацию о классах глаголов. Честно говоря, мне самой это кажется сложным для понимания, каким-то очень мудреным, неужели целесообразно им давать эту информацию?
На этапе обобщения, на продвинутом уровне это возможно. На начальном уровне это не является целесообразным, по крайней мере, классы глаголов не предъявляются сразу в полном объёме, а вводятся порционно.

8) Знаете ли вы о каких-либо ресурсах с русскими фильмами или видео роликами с субтитрами, которые можно приобрести?
Список сайтов, где можно смотреть русские фильмы и видеоролики с субтитрами (английскими или русскими):

1. Мосфильм: http://cinema.mosfilm.ru/films/comp/Podborki/Filmy-s-subtitrami/
2. http://www.le-russe.net/films-russes-en-russe.php
3. http://www.le-russe.net/dessins-animes-avec-sous-titres.php
4. http://megogo.net/ru/films/cc_ru
5. http://www.karusel-tv.ru/search?q=%F1%F3%E1%F2%E8%F2%F0%FB

9)

10) В учебнике Поехали, который, как я понимаю, вы как раз и используете со своими студентами, очень рано (кажется, второй или третий урок) дается большой объем глаголов. На мой взгляд, это слишком много и сложно (сразу оба спряжения плюс такое количество новых глаголов). Я побаиваюсь так делать. Хотела узнать, применяете ли вы это на практике и как у студентов получается?
Да, применяю. И мне это как раз очень нравится, что сразу много лексики. Ведь эти глаголы затем многократно обыгрываются, отрабатываются и закрепляются в речи. По-моему, это вполне нормально: “вбросить” сначала большой объём информации, а потом идти в более медленном темпе, спокойно учить. К тому же я преподаю в России и зачастую иностранцы, живущие здесь, уже знают, слышали многие из этих слов, т.е. не являются абсолютной tabula rasa. Однако опять, повторюсь, всё зависит от ваших учащихся, если вы чувствуете, что они “совсем не тянут”, можно не давать сразу все эти глаголы, а ограничиться только одной группой глаголов или вообщей толькой парочкой-троечкой новых глаголов за урок, поделать тренировочные упражнения по другим пособиям (например, Хаврониной).

11) Последний вопрос. Здесь негде купить учебник Поехали, например, или Самовар или 5 элементов, которые мне тоже понравились. Можно ли распечатывать и делать копии для моих студентов или это незаконно (как я полагаю)?

Tags: ТРКИ, глаголы, грамматика, лексика, пособия, урок, учебники
Subscribe

Posts from This Journal “глаголы” Tag

promo marjulia март 9, 2019 11:07 4
Buy for 10 tokens
https://abliasova.org/2018/06/07/rki/ 1. Учебники и пособия по РКИ уровня А1: https://marjulia.livejournal.com/285919.html 2. Учебники и пособия по РКИ уровня А2: https://marjulia.livejournal.com/286172.html 3. Учебники и пособия по РКИ уровня В1:…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments