Липова́не (рум. Lipoveni, филипповцы, филиппоны, дунаки) — старообрядцы поповского направления и этнографическая группа русских.
В конце XVII — начале XVIII веков после церковных реформ Никона они переселились в Молдавское княжество и Буковину. По одной из версий название «липоване» происходит от искажённого слова «филиповцы», по другой — от липовых рощ, где липоване скрывались. Слово впервые встречается в австрийском документе от 1733 года. Позднее к липованам причислили оставшуюся в Румынии после переселений часть их единоверцев — игнат-казаков.
Во времена правления Чаушеску проводилась государственная политика принудительной ассимиляции липован — им давались румынские фамилии, обучение в школах проводилось только на румынском языке и т, д.
В настоящее время большинство липован проживает в Румынии (северо-западная Добруджа, жудецы Ботошани, Сучава, Яссы, Васлуй, Нямц, Бакэу, Галац, Брэила и, главным образом, в Тулче). Крупнейшие населённые пункты в Румынии с преимущественно липованским населением: Гиндерешть, Журиловка, Бретешть, Маноля, Липовень, Климеуц, Каркалиу, Сарикёй, Слава-Черкезе (Слава Черкесская), Слава-Русэ, Периправа, Сфиштофка (Свистовка), Мила 23. На Украине — (Килия, Вилково, Измаил и окрестные сёла (Старая Некрасовка, Новая Некрасовка)), липоване проживают также в Молдавии (Кагул), и частично в Болгарии (сёла Казашко и Татарица). https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B5
Originally posted by
Липоване (по-румынски Lipoveni) – русские раскольники или старообрядцы, которые покинули Россию, опасаясь гонений. Они были против реформ патриарха Никона, который в 1652 году принял решение об исправлении церковных книг и внесении некоторых изменений в обряд. Некоторые липоване нашли укрытие в безлюдных краях дельты Дуная. Им удалось сохранить свои религиозные убеждения и традиции. Они вплоть до наших времен говорят на русском языке. Липоване отличаются трудолюбием, стремлением к порядку и честностью. Всего в Румынии проживает около 30 тысяч липован. Большинство липован проживает в уезде Тулча.
Увы, то, что липованам удавалось сберечь на протяжении сотен лет, находится под угрозой утраты в течение ближайших десятилетий.
PixaNEWS представляет фотографии Мирко Чечки (Mirko Cecchi), который побывал в небольших деревушках: Сфистовка, Переправа, и Мила 23, а также в городе Тулча, которые расположились на берегу Дуная, в Румынии.
Гонения против русских липован в XVII веке привели к тому, что многие из них покинули родные места, переселились в окраинные зоны царской Российской империи и в соседние страны, где и осели вдали от родины.

1. Церемония освящения даров земли в православной церкви. Уезд Тулча, Румыния. Фотография: Mirko Cecchi
Основными занятиями русских липован были рыболовство, земледелие, животноводство, различные ремесла.

2. Липован деревни Мила 23 рядом со своим домом. Уезд Тулча, Румыния. Фотография: Mirko Cecchi
Существует много версий о происхождении этнонима «липоване». Возможно, что оно произошло от слова липа или от названия селения Липовцы, где они когда то жили.

3. Девушка липованка у входа в православную церковь Святого Николая в Тулче, Румыния. Фотография: Mirko Cecchi
Первые поселенцы–липоване на Дунае жили в куренях из тростника. Только в XIX веке появляются первые дома: деревянный каркас заплетался тростником и обмазывался дунайским илом, крыли дом все тем же тростником, им же топили печи. В годы, когда стаи саранчи опустошали поля по соседству с дельтой, местные жители перетирали на муку вяленых щук, смешивали с тертым водяным орехом и из этой смеси пекли лепешки. Упрямые люди дельты готовы были терпеть голод, пожары и эпидемии — лишь бы им было позволено молиться так, как это делали их предки.

4. Брошенный дом в деревне Мила 23. Уезд Тулча, Румыния. Фотография: Mirko Cecchi
У липован мужчины не бреют бороды, рубашки носят навыпуск, обязательно подпоясывая, а сарафан остается обязательным пасхальным женским нарядом. Только у старообрядцев встречается лестовка — своеобразные четки, которые перебирает молящийся.

5. Мать и дочь пришли в православную церковь Святого Николая на службу. Тулча, Румыния. Фотография: Mirko Cecchi
Община русских-липован в Румынии (официальное название диаспоры) создана в 1990 году. Ее основу составляют потомки старообрядцев, которые переселились на нижний Дунай в XVII-XVIII вв., после раскола в Русской Церкви. На протяжении трех столетий липоване сохраняют язык, обычаи и нравы своей прародины.

6. Бабушка липованка и ее внучка возвращаются после службы из православной церкви. Уезд Тулча, Румыния. Фотография: Mirko Cecchi
В румынских школах русский язык практически не изучается. Это самая большая проблема общины липован. В Румынии идет целая политическая кампания против русского языка, и в результате то, что удалось сберечь за 300 лет, сейчас под угрозой.

7. Церемония освящения даров земли в православной церкви. Уезд Тулча, Румыния. Фотография: Mirko Cecchi
В наши дни многие липоване выезжают на заработки за границу. Работают в основном в Италии, Испании. О России они даже не задумываются.

8. Липованка у своего дома, уезд Тулча, Румыния. Фотография: Mirko Cecchi
У липован сохранены многие древние обычаи старообрядства – русской свадьбы, масленицы, церковные праздники. Главным хранителем этих традиций является, конечно, церковь, где проходят службы на старорусском языке. При церкви работают летние школы, которые дополняют образование тех румынских школ, в которые дети липован ходят в течение учебного года.

9. Липованка. Уезд Тулча, Румыния. Фотография: Mirko Cecchi
Основными занятиями русских липован было рыболовство. Их предки были не только искусными рыбаками, они также хорошо разбирались в рыболовецкой технике, изготовляя различные снасти. В наше время уловы в дельте Дуная существенно снизились. Для занятий рыбной ловлей требуются разрешения. В 2007 году Румыния вступила в состав Евросоюза. Молодежь потянулась на запад. В деревнях остались старики и дети. Русский язык постепенно стирается из памяти липован.

10. Илие Мунтяну рыбачит в дельте Дуная. Уезд Тулча, Румыния. Фотография: Mirko Cecchi
Илие Мунтяну, липован из села Мила 23 считает, что липованам было лучше при Чаушеску: «Раньше с нас не требовали разрешений на рыбную ловлю. Теперь нас постоянно ограничивают, запрещают рыбачить. Рыба – наш главный источник пропитания и заработка. Молодежь уезжает отсюда, не видя перспектив. Мирча, сын Илие, подтверждает: «Здесь нет работы, сюда можно приезжать только на лето». Мирча тушит сигарету, опрокидывает стакан с ракией (водкой) и продолжает: «Я работаю водителем такси в Англии на протяжении двух лет, у меня даже нет времени, чтобы сходить в церковь».
Увы, то, что липованам удавалось сберечь на протяжении сотен лет, находится под угрозой утраты в течение ближайших десятилетий.
PixaNEWS представляет фотографии Мирко Чечки (Mirko Cecchi), который побывал в небольших деревушках: Сфистовка, Переправа, и Мила 23, а также в городе Тулча, которые расположились на берегу Дуная, в Румынии.
Гонения против русских липован в XVII веке привели к тому, что многие из них покинули родные места, переселились в окраинные зоны царской Российской империи и в соседние страны, где и осели вдали от родины.
1. Церемония освящения даров земли в православной церкви. Уезд Тулча, Румыния. Фотография: Mirko Cecchi
Основными занятиями русских липован были рыболовство, земледелие, животноводство, различные ремесла.
2. Липован деревни Мила 23 рядом со своим домом. Уезд Тулча, Румыния. Фотография: Mirko Cecchi
Существует много версий о происхождении этнонима «липоване». Возможно, что оно произошло от слова липа или от названия селения Липовцы, где они когда то жили.
3. Девушка липованка у входа в православную церковь Святого Николая в Тулче, Румыния. Фотография: Mirko Cecchi
Первые поселенцы–липоване на Дунае жили в куренях из тростника. Только в XIX веке появляются первые дома: деревянный каркас заплетался тростником и обмазывался дунайским илом, крыли дом все тем же тростником, им же топили печи. В годы, когда стаи саранчи опустошали поля по соседству с дельтой, местные жители перетирали на муку вяленых щук, смешивали с тертым водяным орехом и из этой смеси пекли лепешки. Упрямые люди дельты готовы были терпеть голод, пожары и эпидемии — лишь бы им было позволено молиться так, как это делали их предки.
4. Брошенный дом в деревне Мила 23. Уезд Тулча, Румыния. Фотография: Mirko Cecchi
У липован мужчины не бреют бороды, рубашки носят навыпуск, обязательно подпоясывая, а сарафан остается обязательным пасхальным женским нарядом. Только у старообрядцев встречается лестовка — своеобразные четки, которые перебирает молящийся.
5. Мать и дочь пришли в православную церковь Святого Николая на службу. Тулча, Румыния. Фотография: Mirko Cecchi
Община русских-липован в Румынии (официальное название диаспоры) создана в 1990 году. Ее основу составляют потомки старообрядцев, которые переселились на нижний Дунай в XVII-XVIII вв., после раскола в Русской Церкви. На протяжении трех столетий липоване сохраняют язык, обычаи и нравы своей прародины.
6. Бабушка липованка и ее внучка возвращаются после службы из православной церкви. Уезд Тулча, Румыния. Фотография: Mirko Cecchi
В румынских школах русский язык практически не изучается. Это самая большая проблема общины липован. В Румынии идет целая политическая кампания против русского языка, и в результате то, что удалось сберечь за 300 лет, сейчас под угрозой.
7. Церемония освящения даров земли в православной церкви. Уезд Тулча, Румыния. Фотография: Mirko Cecchi
В наши дни многие липоване выезжают на заработки за границу. Работают в основном в Италии, Испании. О России они даже не задумываются.
8. Липованка у своего дома, уезд Тулча, Румыния. Фотография: Mirko Cecchi
У липован сохранены многие древние обычаи старообрядства – русской свадьбы, масленицы, церковные праздники. Главным хранителем этих традиций является, конечно, церковь, где проходят службы на старорусском языке. При церкви работают летние школы, которые дополняют образование тех румынских школ, в которые дети липован ходят в течение учебного года.
9. Липованка. Уезд Тулча, Румыния. Фотография: Mirko Cecchi
Основными занятиями русских липован было рыболовство. Их предки были не только искусными рыбаками, они также хорошо разбирались в рыболовецкой технике, изготовляя различные снасти. В наше время уловы в дельте Дуная существенно снизились. Для занятий рыбной ловлей требуются разрешения. В 2007 году Румыния вступила в состав Евросоюза. Молодежь потянулась на запад. В деревнях остались старики и дети. Русский язык постепенно стирается из памяти липован.
10. Илие Мунтяну рыбачит в дельте Дуная. Уезд Тулча, Румыния. Фотография: Mirko Cecchi
Илие Мунтяну, липован из села Мила 23 считает, что липованам было лучше при Чаушеску: «Раньше с нас не требовали разрешений на рыбную ловлю. Теперь нас постоянно ограничивают, запрещают рыбачить. Рыба – наш главный источник пропитания и заработка. Молодежь уезжает отсюда, не видя перспектив. Мирча, сын Илие, подтверждает: «Здесь нет работы, сюда можно приезжать только на лето». Мирча тушит сигарету, опрокидывает стакан с ракией (водкой) и продолжает: «Я работаю водителем такси в Англии на протяжении двух лет, у меня даже нет времени, чтобы сходить в церковь».
Journal information