Методика РКИ для всех - Блог Юлии Мареевой (marjulia) wrote,
Методика РКИ для всех - Блог Юлии Мареевой
marjulia

Category:

Как провести первый урок РКИ. Подготовка

Originally posted by cubaki at Как провести первый урок РКИ. Подготовка

Когда я училась в МГУ на курсе «методики преподавания русского язык как иностранного», я обратила внимание на одну особенность. Все студенты сильны в теории преподавания до тех пор, пока не приходит время составить план первого пробного урока. Вот тут начинается самое интересное, так как студенты (а среди них была и я) после 4 месяцев изучения методики понимают, что все знают про коммуникативный метод и индивидуальный подход, но на практике не могут ничего.

Пытаясь улучшить ситуацию, я стала бродить по книжным магазинам с целью найти хоть что-нибудь, что бы мне дало ответ на такой, казалось бы, просто вопрос: «КАК ПРОВЕСТИ ПЕРВЫЙ УРОК РКИ?»

К сожалению, такой литературы я не обнаружила, собственно говоря, поэтому решила поделиться наработанным мной опытом. Надеюсь, кому-то это поможет.



ПОДГОТОВКА К ПЕРВОМУ  УРОКУ РКИ

Начинаем, конечно, с знакомства. Представляем себя и узнаем лучше нашего студента/студентов. Возраст, национальность, прошлый языковой опыт, и, самое главное, почему человек хочет изучать русский язык.

Как ни странно, самая лучшая мотивация в изучении языка – если он нужен по работе или если человек живет/переезжает жить в Россию. Прогресс у таких студентов, по моему опыту, максимален.

В начале каждого урока надо кратко обрисовать студентам планы на данное занятие, например, сегодня изучаем степени сравнения. Очень часто возникает вопрос, стоит ли говорить со студентами на языке-посреднике. На мой взгляд, разумно использовать все возможности. Язык-посредник (как правило, английский), поможет быстрее достичь понимания, а также даст ученику «зону комфорта», то есть он будет знать, что в любой момент сможет задать учителю вопрос по поводу того, что что-то не понимает и получить ответ. Это частично снимает стресс и достичь лучших результатов.

Бывают ситуации, когда язык-посредник отсутствует. Тогда преподавателю приходится крайне тщательно планировать урок и применять весь свой опыт, ведь даже обговорить время следующего занятия становится непосильной задачей. Если человек учит русский язык, как говорится, «для себя», скорей всего, он вскоре покинет кабинет, так как большой частью его мотивации является удовольствие, которое он получает от занятий. Какое уж тут удовольствие, когда никто ничего не понимает?

Одним из самых частых вопросов бывает вопрос о частоте занятий и их продолжительности. Я думаю, оптимальное время – час-полтора для индивидуальных классов, полтора часа – для группы, частота занятий - 2-3 раза в неделю. Если студенты совсем не делают домашнее задание (которое отнимает 20 минут), можно заниматься чаще, но меньше по времени – например, 4-5 раз в неделю по 45 минут. Учитель должен учитывать этот фактор и правильно подавать материал, тратя урок на отработку какого-либо одного элемента языка, давая маленький тест в конце урока и начиная следующий урок с повторения пройденного материала. Это единственное условие усвоения материала, если, конечно, студент не обладает уникальной памятью.

Большинство современных программ по русскому языку предлагает 2 подхода, которые сильно отличаются друг от друга.

Первый вариант программы – язык изучается, начиная от конструкции и переходя к ее осмыслению. Студенты разбираются с буквами и звуками, учатся составлять простые предложения и строить высказывание, они понимают все, что говорят. Грубо говоря, это переход от ПОНИМАЯ И ИЗУЧЕНИЯ СТРУКТУРЫ -> к ПОСТРОЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ.

Второй вариант программ – от противного. Студенты учат клише – заранее заготовленные фразы по каждой теме, например, по теме «магазин», такие фразы, как «Сколько это стоит?», «Мне нужно 200 грамм», «Я буду платить кредитной картой». При этом студенты в своем высказывании несвободны – они не могут менять фразы, так как не понимают их структуры. Грамматика при таком подходе изучается мало, однако такой подход позволяет быстро «окунуться» в язык и начать его использовать в реальной жизни. Также именно этот подход рекомендуется применять к экспатам, которые не собираются контактировать с местным населением. Все, что им нужно, - обслуживать свои повседневные нужды – дать инструкции водителю, заказать такси, купить продукты в магазине, спросить дорогу и т.п. Кстати, таких программ, которые подходили бы женам экспатов, я не встречала.

Tags: мотивация, первый урок, урок
Subscribe

Posts from This Journal “первый урок” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments