Методика РКИ для всех - Блог Юлии Мареевой (marjulia) wrote,
Методика РКИ для всех - Блог Юлии Мареевой
marjulia

Category:

ПЕСНИ НА УРОКАХ РКИ

Песни - замечательный способ мотивации к изучению языка. А ещё песня в непринуждённой форме позволяет запоминать новую лексику, формировать слухопроизносительные навыки и знакомиться с культурой изучаемого языка. Очень часто именно песня не даёт утратить интерес к языку и стране и поддерживает знания при отсутствии необходимой практики. Слушая музыку, мы отдыхаем, снимаем напряжение, получаем удовольствие, и как раз в это время тоже происходит полезная работа нашего мозга, зачастую не до конца осознаваемая нами.

У детей дошкольного возраста некоторые "недостатки речи объясняются возрастным несовершенством артикуляционного аппарата, а также недостаточным уровнем развития фонематического восприятия": пропуск, перестановка звуков. "Вместе с тем характерным для этого периода является достаточно уверенное воспроизведение детьми интонационно-ритмических, мелодических контуров слов. Именно поэтому большое обучающее значение в этом возрасте приобретает песня, поскольку с её помощью можно отрепетировать верную артикуляцию или научить правильно интонировать предложение" (Е.А. Хамраева "Детский модуль РКИ. Русская школа за рубежом: особенности её организации и методики преподавания русского языка").
Подробнее о песне на занятии можно прочитать в статье "Песенный материал на уроках РКИ" http://pandia.ru/text/77/152/10280.php.

Но песня пригодится и в работе со взрослыми. У всех разные музыкальные предпочтения. Коллега из Финляндии рассказывала, что её большая группа взрослых финнов на каждом занятии с нетерпением ждала, как в конце урока они снова все вместе будут петь "Миленький ты мой, возьми меня с собой ..." (попутно тут отрабатывается и творительный падеж). Многие с удовольствием слушают старые хиты, дискотеку 80-90х и композиции современных русских популярных исполнителей: Григория Лепса, группы "Пятница", "Айова", Максим и др. Можно подобрать песни, где повторяются те или иные грамматические формы, чтобы поработать над ними в развлекательной форме: к примеру, на творительный падеж - "Если с другом вышел в путь ...", "Выйду ночью в поле с конём ...", "Жил да был чёрный кот за углом, И кота ненавидел весь дом, Только песня совсем не о том, Как не ладили люди с котом ..."; Г. Лепс "Водопадом". На прилагательные: «Маленькая страна» и «На синем море» Н. Королевой, "Моя любовь на пятом этаже" группы "Секрет" (предложный падеж прилагательных; простые слова). Песня, где много форм сравнительной степени прилагательных: "Ты моя" Валерии. Родительный падеж - "Если у вас нету тёти ...". Ещё любят песню "Первым делом самолёты". На повелительное наклонение - романс черепахи Тортилы.
Детские песни хорошо идут и со взрослыми. Прекрасные песни в советских мультфильмах: "Чунга-чанга", "Ничего на свете лучше нету", "Я на солнышке лежу", песенка кота Леопольда, "От улыбки станет всем светлей" и множество других.

Песня с возвратными глаголами "Ориентация север" Лолиты: "А я не буду бояться, что нам нужно рассаться, что мне нужно остаться".
Хорошая песня, где много простых глаголов "Я сегодня не лягу рано спать" Ж. Агузаровой.
Хорошая песня о весне "Всё стало вокруг голубым и зелёным" (из фильма "Сердца четырёх" https://www.youtube.com/watch?v=WnqjgzUgRdQ&feature=player_embedded). И грамматику с лексикой можно разобрать: прилагательные (полные и краткие), творительный и родительный падеж. Ещё одна песня о весне - "Вот она весна пришла, как паранойя" Николая Носкова https://www.youtube.com/watch?v=wQM1qjB0tpA (повторяются интернациональные слова: паранойя, ультрамарин, адреналин; несложные глаголы).

Русский рок также вызывает интерес. Вот здесь три песни Виктора Цоя с подстрочным переводом на английский язык http://russianwithtamara.nl/viktor-tsoi/ Слова песен достаточно просты. Иностранцы даже с элементарными знаниями русского уже многое могут понять. И ещё группа "Кино": http://3ears.com/media/1854.
Есть специальное пособие «Русский рок и русская грамматика» http://www.zlat.spb.ru/print_catalog5_3_389.html (о рок-песнях на уроках РКИ http://www.russianedu.ru/magazine/archive/viewdoc/2011/5/6731.html).

Работая над текстом песни, мы уделяем внимание и фонетике (формируются слухопроизносительные навыки, отрабатываются сложные звуки), и лексике (расширяется словарный запас), и грамматике (в песне могут повторяться определенные предложно-падежные формы и синтаксические структуры). В процессе работы затрагиваются и все виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение (обсуждение содержания песни, её сюжета, чувств, которые она вызвала у слушателей) и письмо (коротко записать, о чём эта песня) [подробнее об этом в статье Ю.Д. Поляковой «Проект «Русская песня» как способ формирования лингвокультурологической компетенции»].

Наиболее распространённый тип аудиторной работы над песней - это когда текст музыкального произведения раздаётся учащимся с пропусками, которые они заполняют в процессе прослушивания. Могут быть пропущены целые слова или только окончания слов в зависимости от того, над какой темой вы сейчас работаете. Есть даже сайт, где можно слушать песню и вставлять пропущенные слова (причём можно выбрать свой уровень сложности): http://www.lyricsgaps.com/exercises/view/954/Beginner
А здесь песни и слова к ним на русском и английском:
http://www.practicerussian.com/Materials/SongPage.aspx?id=19&genre=0&sort=0
Слова песни проговариваются и затем поются под музыку. Необязательно подбирать песню к определенной теме; это может быть просто разминка и приятное лирическое отступление, тем не менее позволяющее раскрепоститься и активизировать речевую деятельность. Практически на каждом уроке можно выделять 10 - 15 минут работе с песней. Можно предлагать провокационные задания: найти слово, которого нет в песне (развитие фонематического слуха); найти рифмующиеся или созвучные слова (бред - вред).
Можно обсудить клип к этой песне, придумать собственный сценарий клипа и даже разыграть (снять) его.
Знакомство с песнями позволяет не только улучшить произношение и выучить новые слова, но и формирует социокультурную компетенцию, открывает перед инофоном русскую картину мира.

Модель занятия по РКИ на основе песни:
http://moluch.ru/archive/107/25564/

На youtube есть канал, где к песням есть тексты:


Существуют некоторые материлы, в которых представлена методика работы над песней:
1. Битехтина Н.Б., Вайшнорене Е.В. "Игровые задания на занятиях по РКИ" // Сборник "Живая методика" (в нашей электронной библиотеке). Есть описание работы над русскими песнями.

2. Федотова Н.Л. Не фонетика - песня! http://www.zlat.spb.ru/catalog5_8_267.htm
l
https://rus-4-kids.livejournal.com/17468.html

3. Медиатека обучающего сайта "Время говорить по-русски!"
http://speak-russian.cie.ru/time_new/rus/medialibrary/

4. Русские песни на уроке. Хрестоматия по русской фонетике и интонации http://www.zlat.spb.ru/catalog5_2_361.html

5. Русский язык в песнях
http://www.rusongs.vsu.ru/

6. Сайт преподавателя Е.В. Гусевой. Песни
http://www.philol.msu.ru/~elvigus/Pesni/pesni.html

7. Урок РКИ на материале песни "Есть только миг"
http://www.russianedu.ru/b6846b0186a035fcc76b1b1d26fd42fa/84d2882e9e57e08c1773f43e43d7e1be/magazineclause.pdf

8. А.А. Колесников Использование рэп-музыки в рамках аудиовизуального метода обучения РКИ // Актуальные проблемы преподавания русского языка как иностранного в вузе: материалы третьей междунар. научно-методич. конф. М.: МГИМО-Университет, 2014. С. 120– 126.

9. Russian Grammar in Songs and Exercises https://drive.google.com/file/d/0B4QL_T_z7Af6SnBtNXdZcXhYc1U/view

10. Караоке по-русски как один из приёмов работы над фонетикой в иностранной аудитории
http://www.elib.grsu.by/doc/13696

11. Rockin' Russian http://coerll.utexas.edu/rr/index.html

12. По грамматике с песней http://aciano.wixsite.com/nbragina/projects

13. Методическая разработка на основе песни Земфиры "Спасибо" https://moluch.ru/archive/121/33430/

Что ещё можно делать с песнями, песенные технологии развиваются: http://russkiymir.ru/news/212048/?_utl_t=fb

Tags: metodika_rki, rki_deti, дети, песни, пособия, произношение, фонетика
Subscribe

Posts from This Journal “фонетика” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment