Методика РКИ для всех - Блог Юлии Мареевой (marjulia) wrote,
Методика РКИ для всех - Блог Юлии Мареевой
marjulia

Categories:

КАК ВЫРАЖАЕТСЯ СУБЪЕКТ В РУССКОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

В модели русского предложения субъект занимает позицию подлежащего и стоит в именительном падеже: Я иду в университет. Петя гуляет по городу.
Однако есть и другие способы выражения субъекта, которые представляют трудность для иностранных учащихся.

В русском языке субъект может выражаться по-разному. Самая привычная конструкция – это когда субъект стоит в форме именительного падежа.
(1) Вера работает в университете.

При этом субъект мы понимаем широко. Это не только лицо (деятель, участник активного действия), но и предмет, а также абстрактные понятия.

Не нужно смешивать понятия «субъект» и «подлежащее».
Субъект - это смысловая, логическая роль.
Подлежащее - синтаксическая роль, то, что стоит в форме именительного падежа, отвечает на вопрос КТО ЭТО? ЧТО ЭТО? Как сказуемое отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? (ДЕЛАЛ и т.п.)
Я не использую на своих занятиях понятия вроде подлежащее и сказуемое.
Конечно, если передо мной не студенты-филологи.

Другие случаи выражения субъекта:
(2) 1. Меня зовут Юлия.
Н
ужно обратить внимание на винительный падеж в конструкции КАК КОГО ЗОВУТ?: Как зовут твоего папу? - Его зовут Борис. Как зовут твою сестру. - Её зовут Наташа.
2. Брата интересует лингвистика. } – винительный падеж


(3) Мне нравится кататься на лыжахдательный падеж
Когда субъект выражен формой дательного падежа со словами НРАВИТЬСЯ / ПОНРАВИТЬСЯ, МОЖНО, НУЖНО, НАДО, при ответе на вопрос СКОЛЬКО ... ЛЕТ?: Как ты думаешь, Мигелю понравится в Москве? Студентам нравится посещать занятия этого преподавателя. Можно нам поехать с вами на экскурсию? Мне нужно купить словарь. Бабушке 65 лет.


(4) У сестры есть собакародительный падеж
Когда субъект выражается родительным падежом, как в конструкциях У КОГО ЕСТЬ ЧТО и У КОГО НЕТ ЧЕГО: Завтра у Лены день рождения, давайте купим ей подарок. Я знаю, что у преподавателя нет этой книги.

Такие конструкции особо оговариваются в момент изучения того или иного падежа. Или вначале вводятся лексически, т.е. без объяснения (чтобы сразу обеспечить элементарную коммуникацию с помощью фраз Меня зовут …; мне нравится). На определенном этапе все способы выражения субъекта обобщаются. Можно предложить упражнения на отработку и закрепление этих форм. В качестве итогового может быть задание такого типа:

Впишите правильную форму.

Я – МЕНЯ – У МЕНЯ – МНЕ
1.     Завтра … нужно поехать в библиотеку. 2. … сегодня много работы. 3. … есть машина. 4. Закройте, пожалуйста, окно. … холодно. 5. … . 6. … .
ЛЕНА – ЛЕНУ – У ЛЕНЫ – ЛЕНЕ
1.     … нравится ходить по музеям. 2. В прошлом году … ездила отдыхать в Португалию. 3. … . 4. … .
Tags: grammar, грамматика, падежи
Subscribe

Posts from This Journal “падежи” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments