Методика РКИ для всех - Блог Юлии Мареевой (marjulia) wrote,
Методика РКИ для всех - Блог Юлии Мареевой
marjulia

Category:

Мотивация в преподавании РКИ

Сегодня на вебинаре мы говорили об очень актуальной проблеме - мотивации. Мы затронули следующие темы: что такое мотивация вообще, какие существуют группы учащихся по степени мотивированности, какова роль преподавателя в учебном процессе, иллюстративный материал на уроках по РКИ, страноведение как способ повышения мотивации и формирования социокультурной компетенции (фильмы, видеоролики, песни, игры на уроках РКИ), приёмы организации дискуссии на занятии, существующие публикации и методические материалы по данным вопросам.
В ходе вебинара были заданы несколько вопросов, связанные с исправлением ошибок учащихся, а также повышением результативности нерегулярных уроков с занятыми людьми.

- Когда на уроках идет обсуждение какой-то темы, свободное говорение, преподаватель следит за речью студентов. Надо исправлять ошибки студентов в речи? С одной стороны, это как раз, может демотивировать студента (я не умею говорить, делаю ошибки, вообще не буду говорить), с другой стороны, если он говорит с ошибками, не привыкнет ли он так говорить? Что делать в этом случае?
На мой взгляд, это зависит от личности самого студента. Можно вообще не исправлять, можно исправлять частично, можно исправлять каждую ошибку, можно перечислить ошибки, когда студент закончит говорить. Одним и так очень трудно говорить (они ещё недавно учат русский язык, не успели разговориться, нет чётко сформированных навыков, больше пассивных знаний), поэтому не стоит их перебивать. Другие - более сильные учащиеся, уже достаточно времени учат язык, вполне бегло и смело говорят, и вы видите в них потенциал говорить без ошибок, можно их исправлять. Одни могут сбиваться, если вы их прервёте, а другим это не сильно мешает. Есть и скрытые формы исправления ошибок: переспрос, повторение. Вы как бы поддерживает беседу, но попутно проговариваете правильные формы слов и структуры предложений.
- И мне кажется, что главное, чтобы человек говорил. Даже если с ошибками. Просто иногда есть опасение, что к ошибкам можно привыкнуть... Может, в этом случае, наиболее часто встречающиеся ошибки, например, проработать на упражнениях после обсуждения?
-Да, это самый верный путь. Если позволяет время и учащиеся хотят проделать работу над ошибками, это будет очень полезно.

- Есть вопрос по поводу мер по повышению результативности редких занятий ( с занятыми людьми) . Как повысить результативность?
Редкие занятия делать более интенсивными, предлагать больший объём нового материала, чем при частых регулярных занятиях и мотивировать учащегося заниматься не только на уроке, но находить время повторять русский дома или в транспорте (например, в самолёте, когда он летит в очередную командировку, слушать аудио или смотреть фильмы на русском; здесь помогут и разные онлайн-упражнения и тесты, которые можно делать самостоятельно и самостоятельно контролировать правильность их выполнения, а потом спросить у преподавателя о том, что было не ясно; использовать приложения для смартфонов).
Деловому человеку можно предлагать короткие аутентичные тексты на русском языке о его компании, например, рекламные. Это актуально для него, а потому должно заинтересовать.
- Бывает так, что между уроками прошло 2 недели, занятия получаются "рваные", возможно, каждый урок в таком случае можно организовывать как отдельную тему, как "мастер-класс"?
Можно как отдельную тему, но важно повторить пройденное на прошлом занятии: например, в вопросно-отвеной форме. Т.е. провести беседу, чтобы включить лексику прошлых тем, а потом перейти к новому.

С полным текстом статьи Л.Л. Вохминой и Е.В. Нечаевой "Содержание понятия мотивации в преподавании русского языкак как иностранного (теория и практика)" можно ознакомиться здесь: http://www.russianedu.ru/magazine/archive/viewdoc/2016/1/7399.html

Мотивирующее видео для Ваших студентов:

Tags: мотивация, песни, преподаватель, сетевые ресурсы, фильмы с субтитрами
Subscribe

Posts from This Journal “песни” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments