Методика РКИ для всех - Блог Юлии Мареевой (marjulia) wrote,
Методика РКИ для всех - Блог Юлии Мареевой
marjulia

Category:

С какого падежа начать, или за что я люблю предложный

В разных учебниках предлагается разный порядок введения падежей. Каждый преподаватель в своей практике предпочитает ту или иную последовательность.

После именительного падежа (вопросы "Кто это?", "Что это?", представление "Я..." и др.) пальма первенства может быть отдана:
1. родительному
2. винительному
3. предложному

В том случае когда первым вводится родительный падеж, знакомство с ним происходит в конструкции «Я из …». Что вполне обоснованно. Первый урок в многонациональной группе, узнали алфавит, всем интересно узнать, как зовут его одногруппников и откуда они. Хотя можно ограничиться и простыми номинативными предложениями. Например, «Я Юля. Москва, Россия», «Я Хуан. Мадрид, Испания». Можно подготовить таблички или бейджики с такой информацией, профайлом каждого студента. В результате мы не перегружаем обилием форм с первого же занятия, можем эффективно работать без языка-посредника, а звуки и буквы отрабатываются на всем знакомых словах. Также на первых занятиях вместе с притяжательными местоимениями (мой, твой, его, её) можно изучить притяжательные конструкции вроде "ручка Хуана", "учебник Марины". В дальнейшим учащимся будет легче осваивать многочисленные формы и значения родительного падежа.

Введение первым винительного падежа также представляется логичным. По статистике он является наиболее частотным в речи. Многие глаголы, которые тоже вводятся в самых первых уроках, требуют после себя винительного падежа (или аккузатив в латинской терминологии): читаю (что? книгу), слушаю (что? музыку), покупаю (что? воду) и т.д. Окончания слов будут различными в зависимости от того, какого рода существительное, одушевленное оно или неодушевленное.

И, наконец, начать можно с предложного падежа. Чем мне нравится именно такой подход. Прежде всего, благодаря тому, что препозитив имеет очень ясное, я бы даже сказала «осязаемое» значение – место (где?) У всех нас были ученики, которые совершенно не владеют элементарной лингвистической терминологией (вроде частей речи) даже на своём родном языке, не воспринимают такие категории, как прямой объект или субъект в предложении. Подробно разбираться в грамматике у них нет времени и особого желания. А чтобы понять предложный падеж, именно о языке вообще знать ничего не надо: когда мы говорим ГДЕ, мы добавляем Е: в Москве, в офисе, на кресле (причём независимо от рода); к любому слову добавляем Е. Итак, два преимущества: простота формы (единая для всех трёх родов) и простота значения. В этом смысле мне больше всего импонирует последовательность предъявления падежей в учебнике «Поехали!»

А вообще между первым и вторым падежами перерыв небольшой (винительный пойдёт вторым). Очень скоро они начинают отрабатываться и закрепляться вместе, в сопоставлении, в разных контекстах (особенно при противопоставлении места и направления).Также я бы принимала во внимание продолжительность курса. Если курс короткий (2 недели - месяц) я бы предпочла после именительного начать непременно с предложного. А если я знаю, что мы будем работать вместе как минимум несколько месяцев и успеем охватить много грамматических и лексических тем, можно взять несколько значений родительного и окончания для единственного числа.


Tags: grammar, грамматика, падежи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments