Методика РКИ для всех - Блог Юлии Мареевой (marjulia) wrote,
Методика РКИ для всех - Блог Юлии Мареевой
marjulia

Category:

ВОПРОС-ОТВЕТ (домашнее задание, фонетические ошибки, развитие речи)

Новая порция вопросов в нашу постоянную рубрику.

Хотела поинтересоваться у Вас, есть ли какие-нибудь методы или способы, чтобы мотивировать студента выполнять домашнее задание? в особенности, запоминание новых слов. Я попробовала составление кроссвордов, которые Вы рекомендовали сегодня на вебинаре, надеюсь, это поможет.

Я очень часто работала с теми, кто не делал домашних заданий. В принципе в нашем курсе они и не предполагались. Это занятые люди, у которых мало свободного времени. Некоторые были очень ответственными и жертвовали редкими минутами отдыха, чтобы повторить пройденное. Но я никогда не настаивала. В то же время я больше работала в языковой среде. А языковая среда уже заставляет повторять материал, усваивать новое, иностранец постоянно видит и слышит вокруг себя русский язык и volens nolens каждый день что-то учит, запоминает. Тем более на уроке мы отрабатываем прежде всего жизненно необходимый материал: общение на работе, в ресторане и др.
- Кроссворды - прекрасное решение для запоминания новых слов.
- Ещё можно предложить скачать аудиоприложение, чтобы можно было слушать в машине, в самолёте, дома. Создавать таким образом фон - что-то отложится в памяти.
- Подобрать песни с нужной лексикой и периодически отправлять их ученику в промежутках между занятиями.
- Давать маленькие домашние задания (с которыми можно справиться минут за 15): подписать картинки, например (вообще стараться предлагать больше визуальной, графической информации); дать карточки с новыми словами и речевыми образцами.
- Поддерживать связь в мессенджере (безусловно, если сам ученик не против): переписываться по-русски, задавать вопросы, маленькие задания, чтобы не дать ему совсем забыть только что пройденное на занятие.
- Ну и в целом, всегда необходимо отталкиваться от данного конкретного ученика: почему он учит русский язык, каковы его цели (деловые, личные), с кем он общается / будет общаться, какого он возраста, какие у него хобби. Во время индивидуальных занятий преподаватель и студент очень много узнают друг о друге. Вы уже можете исходят из его вкусов, предпочтений предлагать индивидуальные задания и материалы.

И есть ли какие-то упражнения или методы, которые помогут студенту не пропускать/добавлять ненужные буквы в середине слов? Например, правда - правНда и т.п.

Конечно же, есть масса пособий по фонетике, логопедии с заданиями, которые помогают устранить различные особенности иностранного акцента, фонематические ошибки. Во-первых, нужно выяснить, почему студент слышит в этих позициях ненужные звуки, в каких именно позициях у него лишние звуки, какой его родной язык. Может, это поможет объяснить наличие носового призвука перед Д. В каких ещё словах встречаются лишние звуки? Отражается ли это только на письме, или в устной речи тоже?
Потом подобрать упражнения, лексику, где вероятнее всего бывают ошибки, и тренироваться: больше слушать, писать, повторять, со временем ошибок станет меньше.

Хотела еще спросить, стоит ли поощрять любовь к говорению у студента, если он использует формы и выражения, которые мы не проходили еще, и, соответственно, использует их неправильно?

Не знаю, есть ли однозначный ответ на этот вопрос. В первую очередь, естественно, надо понимать что за человек перед вами, к каким результатам вы стремитесь.
Не думаю, что стоит останавливать или не разрешать употреблять те фразы, которые вы не проходили, если ученику хочется их ввернуть в свою речь. Просто не заострять на них внимание. Можно исправить ошибку, а можно и не исправлять. Ошибки всё равно всегда будут. С другой стороны, вы можете себе позволить отойти от программы и объяснить, как правильно употреблять использованное вашим учеником выражение или как лучше сказать это по-другому. Можно запоминать без объяснения, как клише.
А преподавателю нужно своими репликами, наводящими вопросами выводить разговор в "правильное" русло, чтобы провоцировать и поощрять использование именно пройденных конструкций.
Вообще я стараюсь никогда не говорить: вы этого ещё не проходили, вам это не нужно - а отвечаю на все вопросы.
Если занятие проходит в группе, не всегда можно отвлекаться, потому что другим это может быть неинтересно и непонятно. Поэтому здесь надо осторожнее, не увлекаться слишком "лирическими" отступлениями.
Tags: преподаватель, ученики, фонетика, фонетические умения
Subscribe

Posts from This Journal “ученики” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments