Методика РКИ для всех - Блог Юлии Мареевой (marjulia) wrote,
Методика РКИ для всех - Блог Юлии Мареевой
marjulia

Category:

ИЗ ИСТОРИИ РУССКИХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

 Всем известно разнообразие окончание русских прилагательных: красивый, синий, большой и т.д. Сейчас мы объясняем их твёрдостью / мягкостью основы и ударением (на основу или на окончание). А давайте теперь посмотрим, как это объясняется с исторической точки зрения.

Если вы прислушаетесь к речи старых актёров и дикторов, вы услышите, что у них гораздо чаще встречается окончание -ой. Это старомосковская норма произношения. А помните у Лермонтова: Белеет парус одинокой ... Это не только требование рифмы.

http://bibl.tikva.ru/base/B952/B952Part19-116.php
В окончаниях прилагательных с основой на твердый согласный русские произносили везде -ой, т.е. произносили не только худой, слепой, но так же, как если бы было написано "славной", "доброй", "великой",
произносили и славный, добрый, великий и т.д.
После мягких согласных русское окончание было -ей (синей цвет), а старославянское - -ий (синий). Старое русское окончание -ей не сохранилось.
В соответствии с таким произношением русские грамматисты, например, М.В. Ломоносов, В.Г. Белинский и другие, предлагали узаконить в окончаниях прилагательных мужского рода в формах именительного (и, естественно, винительного) падежей единственного числа окончание -ой не только под ударением, но и в безударном положении, т.е. писать не только худо́й, слепо́й, но и сла́вной (человек), до́брой (молодец), вели́кой (град) и т.д.
Однако старославянские написания типа добрый, синий все же удержались. Они имели перед русскими написаниями типа доброй, синей то преимущество, что не совпадали на письме с формами родительного и творительного падежей единственного числа прилагательных женского рода: доброй (женщины), синей (кофты) и т.д., как совпадали русские формы.
Со временем произношение безударных окончаний с написанным -ый под влиянием орфографии изменялось, и постепенно уже не морфологические или стилистические различия, а произношение стало диктовать употребление окончаний -ый, -ий, с одной стороны, и -ой - с другой. Я.К. Грот отмечал: "В нынешнем произношении таких прилагательных грамотными людьми с ясным сохранением окончания -ый, -ий мы видим один из примеров обратного действия письма на живую речь".


Ещё интересно у В.М. Жирмунского "Из истории русской рифмы":
Один и тот же поэт пользуется обоими рядами рифм, иногда в том же стихотворении, меняя написание (по крайней мере — еще в первой трети XIX века) в соответствии с рифмовыми созвучиями.
В
стих. К *** (А. П. Керн) Пушкин пишет в начале:В томленьях грусти безнадежной: Звучал мне долго голос нежной, а в конце — Шли годы. Бурь порыв мятежный: И я забыл твой голос нежный... Таким образом, нормальное написание—ый, ий, изменяется поэтами в зависимости от потребностей рифмы.
Встречаются тройные рифмы, в которых окончание ый одновременно сочетается с ой и ы, напр. у Пушкина — И я сказал певице милой: Волшебный голос твой унылой (ый) : Волшебней нежных песен Лилы.

http://rifmovnik.ru/lib/5/iz_istorii_russkoy_rifmy__zhirmunskij.htm



Источник: https://gramma.ru/RUS/?id=13.33

Tags: history_of_the_language, Прилагательные
Subscribe

Posts from This Journal “Прилагательные” Tag

promo marjulia march 9, 2019 11:07 Leave a comment
Buy for 10 tokens
https://abliasova.org/2018/06/07/rki/ 1. Учебники и пособия по РКИ уровня А1: https://marjulia.livejournal.com/285919.html 2. Учебники и пособия по РКИ уровня А2: https://marjulia.livejournal.com/286172.html 3. Учебники и пособия по РКИ уровня В1:…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment