Методика РКИ для всех - Блог Юлии Мареевой (marjulia) wrote,
Методика РКИ для всех - Блог Юлии Мареевой
marjulia

Category:

Методика преподавания РКИ в Фейсбуке

Группа «Методика преподавания РКИ для всех» в Фейсбуке

Социальные сети стали неотъемлемой частью нашей жизни: мы используем их как для личных, так и профессиональных целей. В последние годы они активно применяются и в образовательном процессе, в частности в преподавании иностранных языков.
В настоящее время во всём мире наблюдается повышение интереса к России и русскому языку, а следовательно, и к методике его преподавания. Возрастает необходимость в большем количестве специалистов, обучающих русскому языку детей и взрослых, инофонов и билингвов в разных странах мира. Благодаря этому в ведущих российских вузах работают очные и дистанционные программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации для преподавателей РКИ,  создаются новые учебники и методические руководства, организуются конференции и выездные семинары.
Помимо этого, преподавателям в России и за её пределами постоянно требуется расширение рамок профессионального общения, возможность контактировать с коллегами в режиме онлайн, получение обратной связи (обмен опытом, мнениями, оценка учебно-методических разработок). Такой площадкой, которая позволяет нам непрерывно поддерживать связь и налаживать новые знакомства, стала группа в социальной сети «Фейсбук» под названием «Методика преподавания РКИ для всех» https://www.facebook.com/groups/metodika.rki/ .
При создании профессионального сообщества в социальных сетях возникает много вопросов. Можно ли сделать общение в группе продуктивным и полезным как для новичков в РКИ, так и для преподавателей с большим стажем? Как грамотно организовать такое общение? Какие средства в этом помогают? Как сохранять доброжелательную атмосферу в виртуальном сообществе? Как поддерживать активность группы, не перегружая её при этом потоком ненужных ссылок, бесполезной и бесконечно повторяющейся информации? «Участникам образовательного процесса необходимо думать над тем, как повысить насыщенность коммуникации знанием настолько, чтобы бытие в социальных сетях не отдаляло человека различным информационным шумом от познания, т.е. целенаправленной деятельности по получению нового знания». Администратор модерирует публикации и задаёт направление беседам. Проанализируем ниже преимущества, предоставляемые группой каждому из её участников. Мы выделили десять важнейших информационно-образовательных функций, которыми обладает наша тематическая группа в социальной сети «Фейсбук» https://www.facebook.com/groups/metodika.rki/ .
1. «Спасательный круг» для новичков в РКИ. Группа имеет колоссальный лингводидактический потенциал. Как правило, даже по окончании краткосрочных курсов методики у начинающего преподавателя ещё недостаточно ни знаний, ни практических навыков. Перед первым в жизни уроком, кроме волнения, возникает и много вопросов: с чего начать? с алфавита или со знакомства? во что поиграть? какие наглядные материалы привлечь? как понравиться аудитории? как не отпугнуть её чрезмерной сложностью или, наоборот, упрощенностью упражнений? В современных учебно-методических комплексах по РКИ зачастую не хватает книг для преподавателей с четкими инструкциями и подробно описанными коммуникативными заданиями. Здесь и приходят на помощь «одногруппники». В общении важно избегать высокомерных интонаций и неконструктивной критики. Ведь во время обсуждения даже, на первый взгляд, «наивного» вопроса опытные преподаватели РКИ тоже могут делать для себя небольшие открытия. Наша профессия позволяет нам развиваться изо дня в день, каждый раз пробовать новые методики и подходы, экспериментировать. В группе уже более 4000 человек, многие из которых щедро делятся свежими идеями и находками, с готовностью приходят на помощь коллегам. У нас есть постоянная рубрика «Педсовет» (#РКИ_педсовет), где мы совместными усилиями помогаем начинающим (и не только начинающим) преподавателям готовиться к уроку: составляем план, разрабатываем задания. Например, целый ряд креативных советов был предложен по проведению урока на тему «Крещение Руси» для испанских подростков; много интереснейших упражнений было рекомендовано на объяснение категории одушевленности / неодушевленности, конструкций типа «первого января» («какого числа какого месяца») и других тем.
2. Возможность публикации анонимного вопроса. Любой участник группы может отправить администратору личное сообщение с просьбой опубликовать свой вопрос анонимно, если ему по тем или иным причинам неудобно это сделать самому. Чаще всего оказывается, что подобный вопрос волнует и других преподавателей, состоящих в сообществе. Например, таким образом мы с коллегой пришли к созданию серии мастер-классов по работе онлайн (использование программы «Скайп» и профессиональных платформ для дистанционного обучения, электронных досок, генераторов игр и викторин как LearningApps и под.) Как выяснилось, многие преподаватели ещё практически не владеют данными технологиями.
3. Накопление и систематизация учебно-методических материалов. Ежедневно участники делятся полезными для нашей работы ссылками: происходит обмен изображениями (фото, видео, рисунки), инфографикой, новыми сайтами, подкастами. В результате чего у нас образовалась солидная коллекция сетевых ресурсов по РКИ. Безусловно, в наше время визуальное представление информации имеет особую важность. Коллеги снимают фрагменты своих уроков, проводят вебинары и выкладывают ссылки в группе. Фактически онлайн происходит накопление и систематизация материала с последующей его апробацией, отбором и применением.
4. Практикоориентированность. Если любой университетский курс включает обширные теоретические сведения из области дидактики, методики, психологии, педагогики, лингвистики, то все вопросы и ответы в группе нацелены сугубо на практику, рассматривают конкретные ситуации, решают реальные задачи (что предложить 13-14-летним детям-билингвам для домашнего чтения; как подобрать материал для разговора в аптеке и лексику, связанную с фармацевтикой; какие современные русские песни можно использовать на уроке с иностранцами, только приступившими к изучению русского языка и др.).
5. Доска объявлений о вакансиях в России и за границей. В группе регулярно появляются публикации о новых вакансиях для преподавателей РКИ, сайтах, где можно разместить своё резюме и познакомиться с потенциальными учениками.
6. Общение с авторами учебников. Среди активных участников нашей группы – авторы учебников по РКИ. Все волнующие вопросы можно задать непосредственно им и получить оперативный и квалифицированный ответ. Авторы поясняют, как они сами представляют наиболее эффективную форму работы с их учебным пособием и в свою очередь получают рекомендации по улучшению и дополнению своих книг в последующих изданиях.
7. Информация о новинках издательств. Сотрудники ведущих издательств, специализирующихся на литературе по РКИ, сообщают в группе о новинках учебной литературы на печатных и электронных носителях.
8. Удобная навигация внутри сообщества благодаря списку хештегов. Система хештегов делает поиск нужной информации в группе более быстрым удобным; с её помощью обеспечивается гипертекстовость и интерактивность. Хештег обозначает ключевое слово сообщения и используется в микроблогах и социальных сетях, чтобы облегчить поиск по теме или содержанию; «представляет собой слово или объединение слов, которому предшествует символ #». Наиболее популярные наши хештеги: #РКИ_учебники, #РКИ_где_найти_учеников, #РКИ_видео, #РКИ_педсовет, #РКИ_сетевыересурсы, #РКИ_дети и ряд других. Полный список хештегов представлен в прикреплённой публикации группы. Таким образом, чтобы найти информацию по интересующей теме, достаточно нажать на ссылку, после чего появятся все релевантные «посты» с комментариями.
9. Проведение опросов. С помощью функции «Создать опрос в группе» можно узнать, какие учебники пользуются наибольшей популярностью на начальном этапе обучения, в каких странах проживает большинство участников сообщества и более узкоспециализированные вопросы (в частности, какой падеж вы предпочитаете изучать с вашими учащимися вслед за именительным).
10. Прямые трансляции. Facebook Live в качестве синхронного способа передачи и получения информации может служить заменой вебинаров. Эта функция позволяет администратору закрытой группы в режиме реального времени проводить видеоконсультации. Несомненным плюсом ресурсов социальных сетей является то, что они бесплатны. Так группа становится дополнительным инструментом взаимодействия преподавателей и слушателей дистанционных курсов методики преподавания РКИ. Кроме того, коллеги знакомятся, договариваются о сотрудничестве, объединяют усилия, организуют телемосты и переписку между своими студентами, налаживают международные связи. Наши соотечественники, проживающие в одной стране или в одном городе, встречаются и планируют совместные образовательные проекты.
Востребованность социальных сетей в образовании связана и с «необходимостью для образовательных заведений установить прямую эффективную коммуникацию с участниками образовательного процесса и потребителями образовательных услуг». Положительные и отрицательные отзывы слушателей помогают преподавателям и организаторам корректировать содержание курсов, совершенствовать процесс обучения.
Ежедневно в ветках наших дискуссий развивается множество разнообразных тем: спорные и трудные случаи русской грамматики, национально-ориентированные учебники и программы, проблемы терминологии, открытые и платные онлайн-курсы, как говорят носители языка из разных регионов и разных поколений, как это доступно объяснить иностранцу, что нужно объяснять, а что не следует, как работать с фильмами, видеороликами, текстами СМИ, современными сериалами, с помощью каких программ можно создавать собственные учебные материалы (тесты, кроссворды, комиксы, вебквесты и другое подобное). Иногда участники сообщества предлагают послушать песню, посмотреть мультфильм и подумать о том, как этот материал может быть творчески использован на занятии.
Большинство коллег отмечают полезность такой формы общения. В группе они узнают о новых ресурсах, черпают материалы и идеи, находят источники мотивации и вдохновения.




 
Tags: #РКИ_видео, #РКИ_где_найти_учеников, #РКИ_дети, #РКИ_педсовет, #РКИ_сетевыересурсы, #РКИ_учебники, metodika_rki, сетевые ресурсы
Subscribe

Posts from This Journal “metodika_rki” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments