Методика РКИ для всех - Блог Юлии Мареевой (marjulia) wrote,
Методика РКИ для всех - Блог Юлии Мареевой
marjulia

Category:

Почему полезно создавать группы в соцсетях

И снова о группе "Методика преподавания РКИ для всех" в Фейсбуке. Впервые эта статья была опубликована уже почти 2 года назад, в декабре 2016 года в сборнике материалов I международной научно-практической конференции "Русское наследие в современном мире" .

Всё чаще проводниками русского языка и культуры в мире становятся не профессионалы-филологи, а люди, не имеющие профильного языкового образования.
Преподавателям, проживающим за пределами России, зачастую не хватает профессионального общения и обмена опытом. Семинары и встречи организуются не всегда и не везде, хотя сейчас регулярно в разных странах мира проводятся конференции для соотечественников.
Проработав несколько лет в качестве куратора на дистанционных курсах методики преподавания русского языка как иностранного, я поняла, что нам необходима площадка, которая бы объединила нас всех, позволила бы нам постоянно поддерживать связь, знакомиться, делиться идеями и материалами. В наше время благодаря всё тем же соцсетям это достаточно легко организовать. И я остановила свой выбор на самой популярной социальной сети в мире – Фейсбук, где и создала группу «Методика преподавания РКИ для всех», которая на данный момент насчитывает более 7360 человек со всех уголков нашей планеты, с большим энтузиазмом распространяющих русский язык. Профессор Э.Г. Азимов, специалист по информационно-коммуникационным технологиям в сфере РКИ, пишет: «… Электронные средства придают информации множественный и многомерный характер, сочетая гибкость текста и графических изображений и аналитические (синтетические) возможности их обра­ботки». То же самое можно сказать и применительно к предъявлению информации в группе: множественность и многомерность – ключевые моменты такого формата коммуникации. Группа в Фейсбуке представляет собой мощнейший способ консолидации ресурсов.
Один из участников «вбрасывает» тему. Далее идёт её обсуждение, «мозговой штурм».
В процессе дискуссии возникают темы для новых дискуссий, которые также выносятся в отдельную тему («пост» в терминологии соцсетей), к которой участники пишут новые комментарии.


Создание такой многочисленной группы позволило выносить адресуемые мне вопросы на всеобщий разбор, обсуждение широкой общественностью, что даёт всестороннее представление о проблеме.
Объектами наших обсуждений, виртуальных «круглых столов» становятся различные темы, связанные с практикой (реже теорией) преподавания русского языка как иностранного взрослым и детям (билингвам и инофонам), лингвострановедением и межкультурной коммуникации.
Постоянной рубрикой у нас стала тема «Учебники по РКИ» (#РКИ_учебники). Мы дискутируем по поводу преимуществ и недостатков разных учебников, пособий, учебно-методических комплексов по РКИ. Своё мнение высказывают практики, на занятиях у которых эти книги прошли апробацию. Их детальный и вдумчивый анализ, указание на плюсы и минусы существующей учебной литературы бесценны для новичков в РКИ, только начинающих свой путь в нашей профессии.
Немаловажным является и то, что среди активных участников нашей группы – авторы известных учебников: Станислав Чернышов, автор учебника «Поехали!»; Игнатий Дьяков, автор книг для чтения «Рассказ-сенсация», «Рассказ-провокация», «Рассказ-канонизация»; Марианна Авери, автор учебно-методического комплекса по РКИ для детей «Сорока»; Владимир Георгиевич Будай, автор пособия «Алгоритм словоизменения русских глаголов» и учебника для начинающих «Русский с алфавита»; Елена Владимировна Колесникова, автор курса обучения грамоте дошкольников, активно используемого педагогами русских школ за рубежом.
Заинтересованно сотрудничают с нами также сотрудники ведущих издательств, специализирующихся на книгах по РКИ: петербургского издательства «Златоуст» и московского «Русский язык. Курсы». Они сообщают нам о последних новинках.
Новыми сюжетами и аудио делятся создатели популярных учебных сайтов, видеороликов, подкастов.
Начинающие преподаватели РКИ – ещё одна категория наших участников. Среди них есть преподаватели иностранных языков с лингвистическим образованием, решившие в силу любознательности или жизненных обстоятельств попробовать себя на поприще РКИ. А есть и те, кто решил перейти в РКИ из совершенно другой сферы: банковское дело, страхование, менеджмент, медицина, математика, юриспруденция – всего не перечислишь. Большинство из них прошли краткосрочные курсы методики в ведущих вузах. Однако затем они оказываются в свободном плавании и часто на первых порах с трудом ещё ориентируются в столь многогранном мире РКИ. У них возникают закономерные вопросы: где найти учеников, с чего начать, где достать подходящий учебник и т.д. Им приходится пользоваться большим количеством литературы, часто устаревшей, не отвечающей современным требованиям и нацеленной на специалистов, владеющих терминологией и определенными знаниями из области лингвистики. Нет книги или сайта, который бы интегрировал наиболее существенные аспекты преподавания РКИ вне языковой среды, в условиях ограниченности времени и нерегулярности занятий. В группе же они оперативно получают рекомендации по поводу поиска учеников и по составлению и размещению резюме.
Благодаря публикациям с просьбой о помощи, профессиональном совете, мы узнаём, что волнует преподавателя перед первым в его жизни уроком РКИ (и в жизни студента соответственно).
Что подталкивает людей менять свою деятельность и переходить в РКИ? Переезд, замужество, жажда перемен в жизни – вот наиболее частые причины. Конечно, погружаясь в общение в нашей группе, они сразу могут ощутить специфику нашей работы, окунуться в атмосферу, найти ответы на вопросы, задать свои, предложить собственные пути решения проблемы.
Коллеги, профессионально владеющие ИКТ, рассказывают о новых технологиях в образовании, которые служат отличным подспорьем при преподавании онлайн (по скайпу или с помощью других программ, как Google Hangouts или zoom). Дистанционному образованию, преподаванию РКИ онлайн уделяется много внимания: использование современных платформ, гарнитуры, дополнительных гаджетов.
Наша тематика варьируется от глобальных тем, организационно-административных вопросов до узкоспециализированных предметов. Некоторые темы заслуживают отдельных статей, как, к примеру, в одном из постов речь зашла об употреблении предлогов «в» и «на»  в сочетаниях «в / на квартире», «в / на фирме», «в  / на кухне».
В группе я непрерывно черпаю материал для новых статей в своём блоге и для научных публикаций. Это неисчерпаемый источник и генератор идей.
Общение в группе не хаотично, не напоминает броуновское движение, а представляет собой синергетическое плодотворное единство высокопрофессиональных преподавателей вузов и «самоучек». Это творческое взаимодействие, обогащающее всех участников без исключения. Практика и теория подкрепляют друг друга.
Конечно, иногда мы отклоняемся чуть в сторону от чистой методики. Участники сообщества предлагают послушать песню, посмотреть мультфильм, посмеяться над весёлой шуткой. Всё это впоследствии может стать источником преподавательского вдохновения.
Из первых уст у нас можно получить самую последнюю информацию о курсах и повышениях квалификации, организации конференций и симпозиумов. Не говоря о том, что само общение в группе является непрерывным, бесплатным онлайн-повышением квалификации, что подчёркивается многими коллегами. Прошли уже неформальные встречи нашей «Методики …» в Скопье, Москве, Генуе, Венеции. Большой вклад в жизнь группы вносит преподаватель Белорусского государственного университета Елена Леонидовна Ширина, щедро делясь своим бесценным опытом.
Методика РКИ подпитывается благодаря методикам преподавания других иностранных языков. Русский язык как иностранный зачастую приобретает очень много, когда его начинают преподавать педагоги, раньше работавшие с английским, немецким, французским и другими иностранными языками.
Группа оказалось полезной как для вузовских преподавателей со стажем, так и для новичков в РКИ, дающих частные уроки и приступивших к работе на курсах. От участников поступают благодарности и за возможность общаться практически на академическом уровне, и за простоту и доступность всех материалов и информации. Группа была отмечена коллегами на V Конгрессе РОПРЯЛ в Казани «Динамика языковых и культурных процессов в современной России» в секции, посвящённой дистанционным технологиям в обучении русскому языку как иностранному.
Важно не забыть указать и на то, что группа помимо того, что предоставляет значительные профессиональные выгоды, является и островком человеческого общения. У нас царит атмосфера дружелюбия, взаимопонимания и взаимовыручки. Я придерживаюсь принципа: на каждый вопрос должен быть дан ответ. Ничьи публикации не игнорируются. Мы стараемся помочь каждому советами и ссылками, сохраняя уважительный тон, достойно относясь к каждому виртуальному собеседнику. Это место, где мы поддерживаем друг друга, ищем стимулы для мотивация и вдохновения.
Приглашаю коллег присоединиться к нашей площадке, крупнейшему объединению практикующих преподавателей РКИ, авторов учебников, методик и образовательных сайтов. От общения с нами вы извлечёте много практической пользы.

Tags: #РКИ_учебники, методика, сетевые ресурсы
Subscribe

Posts from This Journal “сетевые ресурсы” Tag

promo marjulia march 9, 2019 11:07 1
Buy for 10 tokens
https://abliasova.org/2018/06/07/rki/ 1. Учебники и пособия по РКИ уровня А1: https://marjulia.livejournal.com/285919.html 2. Учебники и пособия по РКИ уровня А2: https://marjulia.livejournal.com/286172.html 3. Учебники и пособия по РКИ уровня В1:…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments