Методика РКИ для всех - Блог Юлии Мареевой (marjulia) wrote,
Методика РКИ для всех - Блог Юлии Мареевой
marjulia

Categories:

СВЕРХФРАЗОВЫЕ ЕДИНСТВА И СИНТАКСИЧЕСКИЕ ЦЕПИ

В "Хрестоматии по методике преподавания РКИ" (Л.В. Московкин, А.Н. Щукин) есть абзац о требованиях к текстам для различных этапов обучения:

«На начальном этапе обучения, как правило, используются тексты, предложения в которых относятся к одному типу речи – описанию или повествованию. Следовательно, в них встречаются закрытые сверхфразовые единства. Но знания учащимися лексики и грамматики к этому времени ещё не настолько объёмны, чтобы овладеть структурой закрытого сверхфразового единства … Гораздо легче рассказывать о каком-либо явлении в пределах одного предложения, а в следующем предложении высказать собственное мнение о том, что было сообщено в первом предложении. Значит, построить открытую линейно-синтаксическую цепь легче. Но как её строить, если учебные тексты предлагают в основном закрытые сверхфразовые единства?

Закрытые линейно-синтаксические цепи широко представлены в текстах для продвинутого этапа, когда учащимся предлагаются проблемные тексты. На данном этапе как раз очень важно уметь выдерживать характерную для сверхфразового единства «дугу напряжения» в пределах трёх и более связанных друг с другом предложений … Закрытая линейно-синтаксическая цепь легче усваивается, но её наблюдение в тексте отодвигается к более продвинутому этапу обучения; закрытое сверхфразовое единство труднее, но оно встречается в текстах самого раннего этапа обучения»

(Бурвикова Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты).


Коллега предложила вот такие примеры, иллюстрирующие эти понятия:


ЗАКРЫТОЕ ФРАЗОВОЕ ЕДИНСТВО
Меня зовут Анна. Сейчас я студентка. Я изучаю французский язык, потому что мой друг Жиль — француз. Он фотограф. Жиль говорит только по-французски и не понимает по-русски. Но, к сожалению, я ещё не очень хорошо знаю французский язык.
Я много читаю, слушаю и рассказываю. Мой преподаватель говорит, что у меня есть прогресс. Я тоже думаю, что у меня есть результаты. Сейчас я чуть-чуть трудоголик, потому что у меня есть стимул: говорить хорошо и быстро и понимать, что говорит мой друг.
У меня есть брат. Он инженер-конструктор. Но сейчас мой брат тоже, как и я
изучает французский язык. Он делает это, потому что его партнёры – французы. Они делают автомобили. Мой брат изучает французский почти год, он очень много работает. Он уже хорошо понимает, что его партнёры говорят по-французски.
(Из учебника 5 элементов А1)

Тут закрытое фразовое единство, в котором мы получаем информацию. Студент фактически не может обсудить проблему, так ее нет, он может только пересказать информацию, данную в тексте.
Как вариант работы с такими единствами предлагается смена роли говорящего, например, перескажите от лица Жиля. Тут студенты обычно могут дофантазировать что-то, но в целом в исходнике информация закрытая, добавить нечего.
Закрытое линейно-синтаксическое единство
Архитектурный облик города влияет на уровень стресса не меньше, чем чистый воздух и тишина. Научные работы показывают, что скучные застройки негативно влияют на жизнь. В частности, повышается уровень гормона стресса. Также учёные подтвердили, что впечатление, которое создаёт городская среда, влияет на процессы в мозге. Глаз должен за что-то цепляться, это даёт возможность испытать новые эмоции.
(из материалов Юланг)

В этом тексте каждое высказывание в частности можно обсудить, стдент может согласится или не согласится с ним. Между тем все фразы формируют законченную мысль, организованную в текст.

Открытое линейно-синтаксическое единство.
Скоро у жены день рождения. Ей будет сорок один год. И я опять не знаю, что ей подарить. Духи я дарил ей сто раз — у неё уже огромная коллекция духóв, потому что её подруги тоже любят дарить ей парфюмерию. Может быть, купить ей косметику? Но я совсем не понимаю, какая косметика хорошая и какая плохая. Я уже позвонил сестре, другу, брату, маме и попросил их дать мне совет. Но все они посоветовали мне такие банальные вещи.
Сестра сказала, чтобы я подарил жене часы. Но у неё уже есть часы и не одни. Думаю, что четвертые часы ей не нужны.
Друг посоветовал, чтобы я просто дал жене деньги, чтобы она сама купила то, что она хочет. Он плохо знает мою жену. Ей такой подарок не понравится.  Она скажет мне, что деньги - это не подарок и что у меня совсем нет фантазии. И, наверное, будет права. Правильно говорят, что дорог не подарок, а дорого внимание.
(….советы ещё пары человек)
Одежду дарить я не хочу, потому что у нас в шкафу уже и так нет места. О! Она скоро идет в отпуск. Может быть, подарить ей тур в экзотическую страну. Но тогда она будет спрашивать меня почему мы не можем поехать туда вместе. Она не поверит, что я не могу сейчас взять отпуск. Что же делать?!
(5 элементов уровень В2)

Тут автор выразил несколько мыслей и идей, но всё же не пришёл к какому-то выводу. Проблема остается нерешенной. Тут каждый студент может обсудить советы, данные членами семьи и друзьями автора, а также добавить своё мнение.
В оригинале в учебнике есть концовка, но я сознательно её убираю, чтобы сделать такой открытый конец.
Tags: уровни владения, чтение
Subscribe

Posts from This Journal “уровни владения” Tag

promo marjulia march 9, 2019 11:07 Leave a comment
Buy for 10 tokens
https://abliasova.org/2018/06/07/rki/ 1. Учебники и пособия по РКИ уровня А1: https://marjulia.livejournal.com/285919.html 2. Учебники и пособия по РКИ уровня А2: https://marjulia.livejournal.com/286172.html 3. Учебники и пособия по РКИ уровня В1:…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments