Методика РКИ для всех - Блог Юлии Мареевой (marjulia) wrote,
Методика РКИ для всех - Блог Юлии Мареевой
marjulia

Categories:

ДИАЛОГИ ОБ ОКОНЧАНИЯХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Читайте, пишите, комментируйте. Мне очень интересно ваше мнение :)

- И еще у меня есть вопрос по поводу окончаний прилагательных: когда и для чего давать схему выбора окончаний? Понятно, что схема в дальнейшем помогает усвоить парадигму склонения прилагательных, но задание и объяснение в вебинаре звучат так, будто эту тему нужно давать сразу при введении прилагательных как шпаргалку для заучивания. Но ведь при усвоении нового слова окончание все равно заучивается вместе со словом и его правописанием?
(Все, что есть на эту тему в Вашем блоге, я уже прочитала, но неясности все равно остались. :) )


- Как правило таблица/ схема окончаний прилагательных даётся уже при первом знакомстве с прилагательными, потому что уже тогда появляются слова новый, последний, хороший, большой и т.д. А у всех у них разные окончания. Об этом нужно рассказать.
А новые слова, естественно, заучиваются.
Принадлежность к определенной модели определяет их склонение во всех падежах.
Таблица/ схема демонстрирует систему.
Как-то так :)


- Тема очень интересная, поэтому следующий вопрос. :)
Мой (небольшой, но интенсивный) опыт изучения и преподавания немецкого подсказывает, что вначале лучше просто сказать, что бывают различные варианты окончаний (например, для мужского рода -ый, -ий, -ой), а схему лучше вводить или при изучении склонений, или в случае целенаправленного вопроса от учащихся о том, от чего зависит тип окончания. Иначе могут быть конфузы типа написания "синый" и объяснения: "Вы же сказали, что после твердой основы идет -ый, поэтому я сделал твердую основу и присоединил абсолютно верное окончание" - может возникнуть впечатление, что задача присоединения окончания "комбинаторная", а сами окончания взаимозаменяемы.
Что говорит на этот счет традиция и релевантно ли число таких ошибок у студентов, изучающих РКИ?

- А в конце концов какая разница как вы напишете эти окончания и прилагательные: в схеме, в табличке или в строчку? Что это изменит? Есть твёрдые, есть мягкие, есть -ой - всё то же самое.

Да, типичная ошибка на письме у иностранцев: *последный, *синый, *красивий.
Носителю русского языка не надо ни думать, ни анализировать, чтобы правильно написать такие окончания, потому что он носитель языка, мы так говорим. В других случаях может запросто допустить орфографические ошибки, но перепутать "и" и "ы" вряд ли. А у иностранца не сформирован фонематический слух на русском языке. Такие ошибки могут сохраняться даже на продвинутом этапе. Иностранцу может быть трудно как различать на слух, так и произносить твёрдые и мягкие согласные, "ы".
В любом случае прилагательные нужно запоминать.

Честно говоря, я не совсем поняла, что Вы имеете в виду под взаимозаменяемостью окончаний? Почему "сделал твёрдую основу"? Т.е. как хочу, так и выбираю? Хоть твёрдую, хоть мягкую? )) С таким я не сталкивалась )))


Про "сделал твердую основу" - имелось в виду именно что "как хочу, так и выбираю. Пример не совсем выдуманный, при преподавании немецкого попадаются студенты, которые проделывают подобное с существительными. :sweat_smile: Объясняешь им, например, правило, что все слова с окончанием -er мужского рода, а с -ung - женского. Они радостно цепляют это -ung на первое попавшееся слово и искренне считают, что решили "страслую и ужаслую" проблему с заучиванием родов слов. Или навешивают на основу -er, почти как в анекдоте про "дер лягушка по дер болоту". И очень удивляются, слыша, что они неправы.
И чтобы подобного не случалось с окончаниями прилагательных в русском ("я забыл, какое там на самом деле окончание, но после мягкой основы же -ий, поэтому пишем "прекраснИй пример""), мне было бы проще придерживаться принципа минимума необходимой информации и вначале просто сказать, что у прилагательных бывают разные окончания, каждое прилагательное заучиваем вместе с его окончанием (тем более, если с фонематическим слухом не все радужно). Судя по тому, что Вы написали, такой подход хоть и нетрадиционен, но и ничего принципиально ошибочного в нем нет, так что я наконец-то разобралась. :sunglasses:
Большое спасибо за объяснения! :) :thumbsup:

- Подобных случаев в своей практике не припомню )) Но интересно!

Мне такой подход не кажется необычным или нетрадиционным. Принцип минимизации материала - базовый принцип методики. Каждое прилагательное нужно заучивать с окончанием - да, именно так и есть.
В начале нужно сказать, что у прилагательных разные окончания, - безусловно. А может быть, на первом уроке по прилагательным вы вообще расскажете только о прилагательных с одним типом окончаний -ый (красивый, интересный). А об остальных - на последующих занятиях. Зависит от студентов, от длительности и интенсивности курса, его целей.
В чём Вы видите нетрадиционность подхода?


- Видимо, я просто неправильно поняла изначальный замысел задания и пояснения в литературе. Для меня все звучало как "всенепременно даем схему выбора окончаний при знакомстве с прилагательными", поэтому и появились вопросы о том, всегда ли стоит так делать и почему.

- Падежи иностранцам мы тоже не даём списком со всеми значениями. И глаголы движения со всеми приставками тоже не за один урок даём))
Информация дозируется.
Сейчас мы знакомимся с методической литературой для преподавателей, изучаем систему языка в аспекте РКИ, последовательно рассматриваем части речи.
В следующем разделе у вас будет задание проанализировать любой учебник по РКИ уровня А1, в том числе на предмет расположения и презентации грамматических тем.
Ни в коем случае речь не идёт о том, что если где-то есть какая-то табличка и какое-то правило, вы обязаны всё это сразу выдать на уроке в любой аудитории.
Прилагательные можно группировать, чтобы легче запомнить. Можно предлагать игровые задания. Самое элементарное: написать на разных карточках основы и окончания и попросить студентов их соединить. Потом составить словосочетания и предложения.
На элементарном уровне учащиеся знакомятся с достаточно ограниченным числом прилагательных.
Можете ещё посмотреть "Практическую грамматику" Пулькиной. Там очень полное описание прилагательных. Но это, конечно, не для начинающих, а для В1-В2.


Tags: Прилагательные
Subscribe

Posts from This Journal “Прилагательные” Tag

promo marjulia march 9, 2019 11:07 4
Buy for 10 tokens
https://abliasova.org/2018/06/07/rki/ 1. Учебники и пособия по РКИ уровня А1: https://marjulia.livejournal.com/285919.html 2. Учебники и пособия по РКИ уровня А2: https://marjulia.livejournal.com/286172.html 3. Учебники и пособия по РКИ уровня В1:…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

Posts from This Journal “Прилагательные” Tag