Методика РКИ для всех - Блог Юлии Мареевой (marjulia) wrote,
Методика РКИ для всех - Блог Юлии Мареевой
marjulia

Тематические и лексико-семантические объединения слов

По тематическому принципу лексические единицы объединяются по экстралингвистическому признаку на основании смысловой связанности обозначаемых объектов реальной действительности. Можно выделить три крупных разряда речевых тем: бытовые, общественно-политические, области человеческих знаний, сюда будет входить и сфера профессионального общения. К бытовым темам относятся семья, дом, город, одежда и др. К общественно-политическим: образование, отдых, театр, кино, международные отношения. К различным областям знаний относятся темы: математика, экология, история, право и т.д. По каждой из данных тем отбираются основные лексические единицы и словосочетания, необходимые для работы по развитию речи на данную тему.

По лексико-семантическому критерию лексические единицы группируются по внутрилингвистическим системным связям. Объединяются лексические единицы, имеющие близкое смысловое значение, обозначающие близкие по смыслу понятия. Для организации лексики по этому критерию определяются смыслы более или менее широкого диапазона, умение выражать которые необходимо для формирования речевой компетенции учащихся. О работе с лексикой можно прочитать в пособиях Вагнер «Лексика русского языка как иностранного и её преподавание», Слесаревой «Проблемы описания и преподавания русской лексики».
Выделяются следующие лексико-семантические группы слов:
1. Приставочных глаголов: например, делать, сделать, переделать, доделать и др.
2. Глаголов синонимичных и близких по значению: смотреть - видеть, слышать - слушать; пользоваться, использовать, применять, употреблять; учиться, изучать, учить, заниматься и др.
3. Существительных, имеющих разные значения в единственном и множественном числе: выбор - выборы, сила - силы, беспорядок - беспорядки.
4. Прилагательных: короткий - краткий, особый - особенный, знакомый - известный и т.д.
5. Слов, близких по значению, относящихся к разным частям речи: единый, единственный, единичный, один: несколько - некоторый; много - многие.
Большое количество упражнений на отработку и закрепление различных лексико-семантических групп есть в сборнике упражнений «Лексика русского языка» (авторы пособия: Амиантова, Битехтина и др.) С пособием можно ознакомиться в электронной библиотеке на сайте нашего центра.

Tags: лексика
Subscribe

Posts from This Journal “лексика” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments