marjulia

Categories:

Художественная литература на уроках РКИ в вопросах и ответах

1. Нужно ли все-таки давать грамматические задания во время работы с художественными текстами? В вебинаре четко сказано, что нет. В пособиях в некоторых местах есть такие рекомендации (".. чтобы учащиеся видели грамматические связи между словами, показать - где подлежащее и сказуемое, как они связаны с другими словами", "анализировать незнакомые слова - приставки, суффиксы, время глагола, форму падежа" и т.д.)

При работе с художественным текстом неизбежно возникают и вопросы по грамматике. Но грамматика никогда не должна быть самоцелью при чтении художественной литературы.
В интернете мне попадались разработки по стихотворениям Пушкина, где предлагалось дописать окончания прилагательных. На мой взгляд, это неприемлемо, это убивает произведение. Нужно обязательно помнить, что нельзя превращать чтение художественного произведения исключительно в разбор грамматических форм. Это не исключает снятие некоторых языковых (как лексических, так и грамматических) трудностей. А потому можно заострить внимание учащихся на незнакомых словах, установить словообразовательные цепочки, проанализировать синтаксическую структуру предложения.
Методика работы с поэтическими текстами на уроках РКИ, система пред- при- и послетекстовых заданий, описана Н.В. Кулибиной (смотрите книгу «Зачем, что и как читать на уроке? Художественный текст при изучении русского языка как иностранного»). Нужно помочь иностранцам самостоятельно понять художественное произведение.

2. Что такое когнаты?

Когнаты - слова, возникшие из одного и того же корня родственного пра-языка и которые одинаково (или почти одинаково) звучат на родном и на изучаемом языке (многие слова из славянских языков не нуждаются в переводе).
Близко к понятию интернационализма.
https://storytellingrussian.com/%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8B-%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D1%8B-%D0%B8-%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%B8-%D0%BD/

3. Не поняла фразу: "репрезентативность художественного произведения, т.е. возможность знакомства через его посредство с наиболее значительными произведениями". Может, во втором случае употребления слова "произведения" имеется в виду не произведение, а явление, концепция..?

Вероятно, имеется в виду представительность данного текста, т.е. насколько полно и объективно он отражает определённые события, эпоху, персоналии и проч. На его основе можно судить о других произведениях и о произведениях других авторов. А также в целом, как Вы и отметили, о различных явлениях, концепциях, историческом периоде.

4. Везде упоминается только русская и советская литература. Но у нас появилось много хорошей и российской литературы - ее ведь тоже следует использовать? тем более, с учетом современного русского языка?

Безусловно, можно и нужно использовать современную литературу для знакомства с современным русским языком и актуальной проблематикой.
У преподавателей РКИ в ход идут Акунин, Веллер, Гришковец, Шаргунов, Лимонов, Прилепин, Сорокин, Толстая и мн.др.

promo marjulia march 9, 2019 11:07 Leave a comment
Buy for 10 tokens
https://abliasova.org/2018/06/07/rki/ 1. Учебники и пособия по РКИ уровня А1: https://marjulia.livejournal.com/285919.html 2. Учебники и пособия по РКИ уровня А2: https://marjulia.livejournal.com/286172.html 3. Учебники и пособия по РКИ уровня В1:…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.