marjulia

Category:

Обучение аудированию и чтению: базовые категории и структура типичного урока

By Andriy Ruzhynskiy

Данная статья призвана дать начинающим преподавателям-практикам отправную теоретическую базу для планирования и проведения эффективных уроков по обучению аудированию и говорению. И начнем мы с базовых категорий. Первое, что надо уяснить – это то, что аудирование и чтение не являются пассивными видами речевой деятельности. Мозг слушающего или читающего всегда ведет активную работу по восприятнию и переработке информации, и эту работу уж точно никак нельзя назвать пассивной. Дальнейшее обсуждение данной темы логично представить по частям – аудирование и чтение. Итак:

АУДИРОВАНИЕ

Основные особенности

  • получение информации не только из звучащего текста, но и из выражения лица, мимики, жестов, фоновых звуков, ситуации, окружения
  • использование фоновых знаний о ситуации, теме и используемых языковых средствах (произношении и грамматике) для предсказания содержания звучащего текста
  • различение границ слов и словосочетаний, что особо важно для передачи смысла
  • понимание и интерпретация смысла слов и словосочетаний (что основано на произношении, разговорной лексике, аграмматичных высказываниях, сокращениях и тп)
  • характеристики адресата

Основные характеристики урока

  • содержит серию предтекстовых заданий, активизирующих фоновые знания студентов о ситуации, теме и языковых средствах аудируемого текста. Студенты могут таким образом предсказывать содержание аудиотекста
  • дает студентам возможность получить информацию о типе аудиотекста и заданиях к нему перед прослушиванием
    предполагает обязательную постановку цели (задания) перед каждым прослушиванием текста, что может включать следующее:
    – получить общую информацию (например, О чем они говорят? Они говорят о кино или о театре?)
    – получить конкретную информацию (например, Какие сеансы этого фильма? Сколько фильмов идет в кинотеатре?)
    – выполнить определенное задание (например, решите, какой фильм вы хотите посмотреть)
  • содержит реакцию слушающего: сделать записи, ответить на вопросы, принять совместное решение и тп.
  • строится на материале со следующими характеристиками:
    – интересная и ценная для студентов тема
    – уровень сложности соответствует уровню студентов
    – по возможности использует фоновую информацию
    – говорящий в идеале доступен обозрению
    – по возможности аутентичен
  • дает студентам возможность прослушать текст несколько раз, и каждый раз студенты имеют различные задания, от более общего к более специфическому
  • содержит послетекстовые задания, которые включают работу над другими видами речевой деятельности и умениями (говорение, чтение, письмо, грамматику).
Типичные материалы
  • Аутентичные: радиопередачи, записи (например, автоответчик кинотеатра, объявления в аэропорту), видеозаписи ТВ шоу и фильмов, лекции, телефонные разговоры
  • Полу-аутентичные: неподготовленные записи, ролевые игры с носителями языка, говорящими в естественном темпе
  • Подготовленные: методически препарированные, адаптированные аудио- и видеозаписи.
Типичные предтекстовые задания
  • обсуждение картинок с целью активизации фоновых знаний
  • мозговой штурм фоновых знаний студентов по обсуждаемой теме с созданием лексической карты
  • обсуждение реалий, связанных с темой обсуждения (например, меню из ресторана или репертуара кинотеатра)
  • введение так называемой блокирующей лексики (той, которая может помешать выполнять предложенные преподавателем задания).

Читайте статью полностью в источнике: «Обучение аудированию и чтению»

promo marjulia march 9, 2019 11:07 Leave a comment
Buy for 10 tokens
https://abliasova.org/2018/06/07/rki/ 1. Учебники и пособия по РКИ уровня А1: https://marjulia.livejournal.com/285919.html 2. Учебники и пособия по РКИ уровня А2: https://marjulia.livejournal.com/286172.html 3. Учебники и пособия по РКИ уровня В1:…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.