Category:

"Облако слов" при обучении конспектированию

Как использовать облако слов на уроках РКИ

Другая интересная технология – создание облака слов из предложенного текста. Облако тегов – это визуальное представление списка категорий (ключевых слов, понятий, концептов и под.). Такое представление удобно для восприятия и распределения терминов по значимости друг относительно друга.

Как известно, умение выделить ключевые слова является одним из важнейших навыков при обучении конспектированию, реферированию, аннотированию, составлению номинативного и вопросного плана. При обучении научному стилю речи широко применяется задание «сжать» объёмный текст до нескольких предложений. Безусловно, такому сжатию должно предшествовать выделение ключевых понятий. Не всегда данный навык выработан у учащихся в необходимой степени даже на родном языке. Но его важность трудно переоценить для совершенствования как рецептивных (чтения и аудирования), так продуктивных (письма и говорения) видов речевой деятельности. Плодотворно обучать студентов делать заметки по методу Корнелла. Использование системы Корнелла помогает фиксировать материал при чтении и на лекциях, обобщать и анализировать его. На наших занятиях мы предлагали для аудирования образцы лекций из учебного пособия «Русский язык будущему инженеру» (авторы: Е.В. Дубинская, Т.К. Орлова и др.). Студенты слушали текст лекции два раза в медленном и нормальном темпе и одновременно записывали его. Затем извлекали ключевые слова и составляли вопросы. На заключительном этапе излагали содержание текста в пяти-шести предложениях (изначальный объём текста – 20 – 25 предложений) и презентовали его в аудитории. Составленные вопросы студенты задают друг другу. Одногруппники контролируют правильность ответов. Таким образом, в процесс обучения вплетается технология “peer teaching” (взаимообучение, основанное на совместной работе). Преподаватель мониторит деятельность группы, делает пометки и резюмирует работу студентов: выделяет их достижения, указывает на ошибки и на что нужно обратить внимание в дальнейшем. При такой форме работы прогресс можно отслеживать на каждом занятии, повышается успеваемость, студенты оказываются более подготовленными на итоговом экзамене.

Онлайн-сервис Word It Out worditout.com – программа, в которой можно создать облако слов на русском языке. Регистрация на сайте не требуется. Сгенерированные облака слов можно использовать для оформления презентаций, для визуализации информации, в качестве вспомогательного средства во время поиска и выделения ключевых понятий. Можно выбирать, как в генерируемом облаке будет представлен текст: наиболее часто встречающиеся слова имеют другой цвет и размер шрифта. Фон, цвет и размер легко меняется. Процесс создания таких облаков может по-настоящему увлечь. А параллельно достигается основная цель обучения: запоминание слов, установка ассоциативных и логических связей. Со словами из облака можно придумывать свои примеры, составлять цельный рассказ. Причём делать это можно всей группой, по принципу «снежного кома». Ученики могут сравнить шаблоны, которые у них получились: обменяться результатами, обсудить, согласны ли они с таким наполнением облака, почему согласны или не согласны, что следует убрать, а чем, наоборот, дополнить. Помимо этого, студенты могут изобразить собственное облако слов на бумаге, сопоставить с тем, что предложит веб-приложение и выбрать наиболее удачный вариант. Рутинная работа с терминологией превращается в весёлую игру.

Облако слов "Нефть"
Облако слов "Нефть"

Современные компьютерные технологии качественно изменяют образовательный процесс: они способствуют активизации мыслительной деятельности, улучшению процесса обучения и, что немаловажно, самообучения, увеличению количества форм представления материала, повышению результативности. Студенты всегда с большим энтузиазмом приступают к таким формам работы и с удовольствием отмечают свой прогресс в изучении русского языка. Дополняя, а иногда заменяя традиционные методы преподавания, новейшие приёмы организуют новую обучающую среду. Комплексное применение различных способов передачи знаний позволяет обеспечить нашим учащимся наиболее комфортные условия обучения, мотивирует их, представляет сложную информацию в простой, ясной и увлекательной форме.

Также для обучения конспектированию рекомендуют книгу В.П. Павловой «Обучение конспектированию (теория и практика)». В теоретической части книги дается психологическое обоснование необходимости выработки определенных навыков конспектирования. Рекомендуемая система упражнений позволяет освоить эти навыки в нужной последовательности и объеме.
Предназначается преподавателям, обучающим иностранцев русскому языку как в условиях русской языковой среды, так и вне ее, и может быть использована в качестве руководства при обучении конспектированию на русском языке.

1. Определение облака тегов: материал из Википедии

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%BE_%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%B2 Дата обращения: 14.03.2017

2. Как делать заметки по методу Корнелла

http://ru.wikihow.com/%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B8-%D0%BF%D0%BE-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%83-%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B0 Дата обращения: 14.03.2017

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.