Category:

Скороговорки на уроках РКИ

Как оказалось, среди преподавателей РКИ существуют противники использования скороговорок на уроках.

Аргументы против скороговорок:
- по большей части бесполезная непонятная лексика
- невозможность использовать в коммуникации
- трудно или невозможно произнести правильно и быстро

Из-за этого иностранец может просто утратить мотивацию к изучению русского языка и испытывать стресс на занятии.
Конечно, когда сложно и непонятно, интерес пропадает. С этим не поспоришь. Но в русском языке не только скороговорки трудные. Есть очень длинные слова: достопримечательность. Есть слова со скоплением согласных: встреча. Есть звуки, которых нет в родных языках иностранных учащихся: Ы, Щ. Кого-то может испугать даже непривычный кириллический алфавит. А уж сколько трудных грамматических тем!

Преподаватель вправе сам решать, использовать ли ему скороговорки на занятиях. Если, на его взгляд, это нецелесообразно, можно вообще исключить такую форму работы над произношением. В конце концов есть ещё стихи и песни, некоторым это нравится больше.

С другой стороны, многие преподаватели успешно используют в своей работе скороговорки. При умелом подходе скороговорки наоборот помогают снять стресс, расслабиться, посмеяться, переключиться на другой вид деятельности. Необязательно понимать смысл и переводить каждое слово: часто смысла в скороговорках и не найдёшь. Если студенты любознательные, можно перевести и показать яркую картинку, изображающую, что происходит в скороговорке  Можно самим сделать рисунок.

Полезно выбирать скороговорки со звуками, с которыми испытывают трудности иностранцы, потому что в их родном языке этих звуков нет. Например, Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет ( р и л – для студентов из Китая); Шла Саша по шоссе и сосала сушку (с и ш – для греков). Работа со скороговоркой может отнимать всё пару минут от урока. При этом такая артикуляционная зарядка помогает разогреть речевой аппарат и подготовиться к дальнейшей речевой деятельности (говорению на русском языке). Для дикции преподавателя это тоже может быть полезно.

Можно подбирать скороговорки и чистоговорки с полезной лексикой и грамматикой, как поступают авторы учебника «Точка Ру». В каждом уроке они предлагают новую скороговорку. Некоторые скороговорки дают повод не только потренировать отдельные звуки, но и повторить грамматику (глаголы движения, винительный падеж при обозначении направления движения), а также ввести лингвострановедческую информацию (посмотреть на карту России, рассказать о регионах и народах нашей страны, поговорить о мужских и женских формах имени и т.д.)

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.