Category:

Стихи на уроках русского языка как иностранного

Можно ли использовать стихи на уроках русского языка как иностранного?

Да, конечно. Есть специальные учебные стишки для запоминания падежных форм, глаголов движения и др.

Стихи широко используются в учебниках для детей. С детьми можно двигаться, играть и одновременно проговаривать слова стихотворений. Но и взрослые с удовольствием могут читать и даже учить наизусть стихи. Есть стишки об одежде, о частях тела. В них и лексика полезная. Например, стих С.Я. Маршака «Почему у человека две руки и один язык». Тут отрабатываются и формы родительного падежа единственного числа с числительным «два». А ещё стих А. Усачёва «Что такое бутерброд?»

Простые короткие стишки можно найти в учебнике элементарного уровня «Русский сезон». Например, «В Париже, в Берлине, в Караганде – русский язык изучают везде!». А также в учебнике элементарного уровня «Молодец» (это итальянская версия известного учебника Джона Ланграна «Руслан»). А есть и целый сборник Ольги Штельтер «Стихи, стишки, стишочки» (Библиотека Златоуста).

Есть пособие “Auf Alle Fälle Singular” (автор: Michaela Liaunigg). Там тоже много стихов. Например, на дательный и предложный падежи: «Я поеду к Тине на своей машине, я поеду к Лизе по турецкой визе, я поеду к дяде Феде на большом велосипеде, я поеду к самураю на метро и на трамвае и в Тулузу к тёте Моте на учёном бегемоте, а к зубному врачу – не хочу!»

Это мы говорили об учебных стихах в основном для начального этапа обучения. Но можно использовать и настоящие стихи русских классиков. Есть специальные сборники поэтических текстов для уроков РКИ, с комментариями, переводом и заданиями: «Читаем стихи русских поэтов» Натальи Владимировны Кулибиной. В сборник вошли стихотворения 22 авторов ХIХ-ХХ вв. Пособие предназначено для уровней А2-В2.

Нужно обязательно помнить, что нельзя превращать чтение художественного произведения исключительно в разбор грамматических форм (к сожалению, в интернете мне попадались подобные разработки, где, например, на основе знаменитого стихотворения Пушкина может выполняться упражнение на падежи). Методика работы с поэтическими текстами на уроках РКИ, система пред- при- и послетекстовых заданий, описана Н.В. Кулибиной (смотрите книгу «Зачем, что и как читать на уроке? Художественный текст при изучении русского языка как иностранного»). Нужно помочь иностранцам самостоятельно понять художественное произведение.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.