marjulia

Categories:

РКИ для детей: Сарафан 1 = Сорока 4!

Большое спасибо Юлии за приглашение написать в этом блоге. Для тех, кто со мной не знаком, я представлюсь – Марианна Авери, преподаватель РКИ, живу и работаю в США. Я написала целую линейку учебников РКИ Сорока, про которые вы уже читали в этом блоге:

В 2020 году вышел новый, четвертый уровень учебника Сорока, он называется Сарафан 1

https://sorokam.com/ru
https://sorokam.com/ru

В своем блоге на сайте SorokaD.com я уже писала об этом учебнике и приводила иллюстрации. Я объяснила, почему Сарафан 1, а не Сорока 4, я привела примеры тем и упражнений из всех трех книг этого уровня. Вы можете прочитать все это по ссылке: 

Но за полями остались вопросы, на которые пришло время ответить.

Вопрос № 1. Целевая аудитория учебников Сорока и Сарафан. Здесь ничего не изменилось. Я уже писала про свои танцы с бубнами в журнале “Русский язык за рубежом”. Вот ссылка на статью: 

Журнал «Русский язык за рубежом», с.25: http://www.pushkin.institute/science/russkiy_yazyk_za_rubezhom/USA.pdf

Вопрос № 2. Цели. Как вы понимаете, при выборе учебника мы идем от целей обучения. Моя цель - сохранить и поддержать интерес к изучению русского языка, сделать это изучение интересным. Я очень надеюсь, что кто-нибудь из этих детей, которые сейчас занимаются по Сороке и Сарафану, начнут гораздо серьезнее заниматься русским языком, будут посвящать этому занятию гораздо больше времени, например, 10 часов в неделю, поедут в Россию, начнут общаться с носителями русского языка. При такой нагрузке им понадобится совершенно другой учебник. Почему другой учебник? Сорока и Сарафан рассчитаны на 1-2 часа в неделю. Я полностью отдаю себе отчет о том, что вне языковой среды, за 1 час в неделю язык выучить совершенно нереально. Но сделать уроки интересными и мотивирующими – можно!

Вопрос № 3. Задачи. Задача на уроке – выучить что-то прямо сейчас. Это важно, потому что другого урока может просто и не быть (по разным причинам). Если прямо сегодня, прямо на уроке, ученик выучил какую-то фразу и знает, когда ее можно использовать, то, можно считать, это уже победа. Возможно, этот ученик придет к вам и дальше учиться.

Вопрос № 4. Уровни. В детских языковых учебниках я бы опиралась больше на возраст учеников, а не на их уровень. Тем более, что и официальные тесты дети сдают с 11 лет, мои ученики еще просто не доросли до них. 

Екатерина Львовна Кудрявцева отмечает:

1) Детских экзаменов быть не может, так как есть психологические нормы. Возможны игровые действия, направленные на компетентностное наблюдение и измерение. 2) РКИ или естественные билингвы? Это огромная разница! 3) В России сейчас такие тесты предлагает каждый большой вуз и даже частные садики. Но всё это именно языковые тесты. И всегда уровень завязан на возраст. Это огромная проблема, приводящая к демотивации ребёнка. Идти с детьми не от возраста, а от уровня неверно (вспомним хотя бы возрастную психологию, преподаваемую в любом педвузе и даже среднем специальном учебном заведении. 4) Посмотрите «Комплексное диагностическое тестирование для билингвов 3-14 лет»: slideshare.net›EkaterinaKoudrjavtse/314-76123033 Оно создано специалистами на основе анализи 109 существующих в ФРГ, Израиле, США, Канаде, Великобритании тестов именно для детей и подростков; участвовали в разработке психолог, логопед, социальных работник, специалист по культуроведению, лингвисты и методист. И тест проходит на основе возрастных критериев с учётом этнолингвокультурной комбинации. Можно тестировать онлайн детей 3-14 лет. После 14 лет мы рекомендуем проходить местные тесты страны ПМЖ ребёнка по РКИ (т.к. языковая и этнокультурная личность к этому моменту практически сформирована и комплексное тестирование уже не необходимо).
Насколько мне известно, официальных сертификатов для детей по РКИ за рубежом нет. Так как до 10 лет экзамены не рекомендованы в принципе. Кроме того, изучение языка как третьего начинается не ранее 10, а иногда 14 лет (первый иностранный язык обычно английский, второй по выбору — испанский, арабский, китайский, французский, а третий — русский язык как иностранный). То есть уже не дети, а подростки. А для подростков есть прекрасные тесты в странах их проживания. Например, TELC и др.

Если же следовать стандартам Американского Совета по изучению иностранных языков (ACTFL), то по их классификации Сорока 1 - это уровень NoviceMid, Сорока 2 - NoviceHigh,  Сорока 3 - IntermediateLow: https://www.actfl.org/resources/actfl-proficiency-guidelines-2012

Вопрос № 5. Почему нет текстов? Для меня в этом вопросе образцами являются курсы «Розетта» и «Берлиц», в этих курсах текстов тоже нет, одни диалоги.

Вопрос № 6. Почему такое внимание книге для учителя? РКИ за рубежом преподает очень разношерстная публика. Книга для учителя помогает организовать работу даже начинающим преподавателям, а также родителям, которые самостоятельно обучают своих детей. У меня была большая статья об этом, смотрите ссылку

Билингвизм в современном мире. Сборник статей. Стр. 84:

Если у вас остались вопросы, то задавайте их в комментариях. Всего хорошего!

promo marjulia март 9, 2019 11:07 4
Buy for 10 tokens
https://abliasova.org/2018/06/07/rki/ 1. Учебники и пособия по РКИ уровня А1: https://marjulia.livejournal.com/285919.html 2. Учебники и пособия по РКИ уровня А2: https://marjulia.livejournal.com/286172.html 3. Учебники и пособия по РКИ уровня В1:…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.