marjulia

Category:

Грамматика как объект лингвострановедения

https://fs.znanio.ru/8f1197/ec/c3/414f0586bbc36155a04579a1e181d8ac6e.jpg
https://fs.znanio.ru/8f1197/ec/c3/414f0586bbc36155a04579a1e181d8ac6e.jpg

Объектом лингвострановедения может стать и грамматика, особенности грамматического строя, специфика грамматических явлений.

Методист Е.И. Пассов отмечал, что “в образовательных целях продуктивно считать, что нет раздельно языка и культуры, - язык есть органическая часть культуры. Факты языка – это те же факты культуры (Перфект – такой же факт немецкой культуры, как и Кёльнский собор; совершенный вид глагола – такой же факт русской культуры, как матрешка)”.

Мышление соответствует не только грамматике, а всему языку в целом. Ф. де Соссюр писал, что нет коренной противоположности между лексикой и грамматикой. И, следовательно, мыслительные процессы и категории мышления могут получить выражение в любых языковых единицах, как в грамматических, так и лексических.

Специфические грамматические структуры, характерные для русского языка

1. Меня зовут... (не я выбрал себе имя и зову себя).

2. Конструкция «У меня есть …» (объект обладания в именительном падеже, а субъект, я находится где-то рядом с ним). Подробнее об этой конструкции читайте в этих публикациях:

3. Специфические формы вежливости с отрицанием: Вы не скажете ..., Вы не знаете ..., Вы не подскажете ... (здесь как бы уже подразумевается, что вы можете отказать).
А вот ответ “Не скажу ...”, который вполне можно получить на такой вопрос, не означает грубость или невежливость, а подразумевает то, что собеседник не знает необходимой информации.

4. Особые глагольные формы: 

- В университете так мало аудиторий. – Ох, и не говорите (выражение согласия). 

- В университете так мало аудиторий. – Не скажите! (выражение несогласия)

Разные видовые формы глагола (говорить — сказать) выражают различные значения.

5. Порядок слов в русском языке компенсирует отсутствие артикля. В высказывании “Из окна выглянул старик” речь может идти о любом старике, как известном говорящему, так и неизвестном, тогда как в высказывании “Старик выглянул из окна” имеется в виду только определённый старик (в английском языке здесь был бы обязателен определенный артикль the).

6. От порядка слов зависит и такая важная информация, как то, что именно находится в фокусе внимания говорящего. Сравните два высказывания. В высказывании “На углу улицы – аптека” в фокус попадает “аптека” (можно задать вопрос: “А что находится на углу улицы?”). А в высказывании “Аптека – на углу улицы” в фокусе уже будет угол улицы (здесь уже можно задать вопрос: “А где находится аптека?”)

7. На уровне грамматики субъект действия в русском языке зачастую осмысляется как объект данного действия или состояния (мне стыдно, а не *я испытываю стыд). Сравните русскую и английскую конструкции: Ему удалось и He managed. В русском языке — безличная конструкция, в то время как в английском субъект действия активен. В русском языке распространены безличные предложение, где действие выступает как неконтролируемое: Мне не работалось вместо Я не работал; Меня завтра не будет вместо Я завтра не приду; Пронесло ..., Посчастливилось ... . Сравните предложения, где речь идёт о природном явлении: Его убило молнией – Молния убила его (внешняя сила, стихийная). 

8. Неопределённо-личные предложения: говорят ..., его не любят. Здесь важен не столько субъект, производитель действия, сколько само действие. Часто такие конструкции вызывают у иностранцев особую сложность при усвоении.

9. Некоторые фрагменты действительности в русском языке охарактеризованы гораздо более детально, чем в других языках, например, действия, обозначаемые глаголами положения и глаголами движения. Об этих лексико-семантических группах глаголов уже слагаются легенды:

класть, ставить, вешать – vs. put

https://cdn.fishki.net/upload/post/201509/20/1668794/tn/sredstva_rus_01.png
https://cdn.fishki.net/upload/post/201509/20/1668794/tn/sredstva_rus_01.png

При выборе глагола движения необходимо учитывать способ передвижения (пешком или на транспорте), среду передвижения (земля, вода, воздух), а также направление движения (вверх, вниз) – сбежала с лестницы; взлетел вверх.


promo marjulia march 9, 2019 11:07 4
Buy for 10 tokens
https://abliasova.org/2018/06/07/rki/ 1. Учебники и пособия по РКИ уровня А1: https://marjulia.livejournal.com/285919.html 2. Учебники и пособия по РКИ уровня А2: https://marjulia.livejournal.com/286172.html 3. Учебники и пособия по РКИ уровня В1:…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.