Методика РКИ для всех - Блог Юлии Мареевой (marjulia) wrote,
Методика РКИ для всех - Блог Юлии Мареевой
marjulia

Category:

Чтение на иностранном языке: основные понятия

Беспереводное чтение
Как научить студента игнорировать незнакомые слова, догадываться по контексту о содержании и оценивать свои догадки?

Овладение беспереводным чтением  связано с преодолением естественного стремления переводить каждое незнакомое слово.  Беспереводное чтение  применяется на всех этапах обучения. Есть лексические единицы, которые учащийся может понять без словаря, если они ему встретятся при чтении и аудировании, хотя до этого они отсутствовали в его речевом опыте. Иностранец может узнать морфемы, которые составлют слово, установить сходство слова с интернациональным словом или словом родного языка, догадаться о значении слова по контексту.
Для обучения такому вида чтения сначала следует отбирать достаточно лёгкие тексты, содержащие небольшое количество новых слов и известные учащимся грамматические конструкции. Тексты должны быть достаточно длинными, по содержанию - увлекательными. На этапе предтекстовой работы объяснению подлежат не все новые слова, а только те, которые имеют непосредственное отношение к основному содержанию текста. Остальные слова надо оставить необъяснёнными. Читать текст можно в аудитории, но лучше задать его на дом. Перед этим преподаватель должен предупредить учащихся, что их задача – понять лишь общее содержание текста, для чего они должны прочитать текст один раз, про себя, не пользоваться словарём, о значении незнакомых слов постараться догадаться, а если это не удалось, пропустить незнакомое слово и читать дальше.
Для того чтобы развивать навыки языковой догадки, можно предлагать следующие типы заданий:  «прослушайте начало предложения,  догадайтесь о его продолжении»; «определите содержание текста по его заглавию» и т. п.
Работать с потенциальным словарём, в незнакомых словах находить что-то знакомое (словообразовательная структура, догадываться о значениях многозначного слова), понимать грамматическую структуру фразы, при поддержке контекста догадываться о содержании и значении незнакомого слова или словосочетания. Оценка - это уже контроль - самостоятельный (при обращении к словарю) или со стороны преподавателя - насколько верной оказалась догадка.

А какие тексты вы предложили бы в аудитории для беспереводного чтения?
На начальном уровне можно использовать адаптированные тексты, и при овладении техникой беспереводного чтения рассказы Чехова действительно очень помогают, все учащиеся читают их с удовольствием.
Вообще, мне Моэм в свое время помог, хотя его не назовешь автором для "начального уровня".
Чехов пишет очень логично и лаконично местами (Евгений (с)).

Потенциальный словарь
В основе понимания П. с. лежат различные факторы
(опоры): узнавание морфем, составляющих слово (в производных и сложных словах); установление сходства корня / всего слова с интернациональным словом или словом родного языка; языковая догадка о значении слова по контексту. Обучение П. с. сводится к овладению методикой распознавания незнакомых слов в звучащем или графическом тексте. (Из "Нового словаря методических терминов" Азимова, Щукина).

Ознакомительное чтение
Ознакомительное чтение - то же, что чтение с общим охватом содержания
, с установкой на понимание главного, наиболее существенного в тексте. Так обычно читают художественные произведения, когда они не являются предметом специального изучения. Важно, что при ознакомительном чтении намеренное внимание к языковым составляющим текста исключается.Учащиеся должны научиться определять тему текста,выделять в нем основную мысль, выбирать главные факты по теме, опуская второстепенные. В процессе обучения О. ч. учащиеся прогнозируют содержание текста по заглавию, его началу, выделяют в тексте смысловые вехи, стремятся догадаться о значении ключевых слов и обходить незнакомые слова, не препятствующие пониманию основного содержания. О. ч. может предшествовать установка на последующую передачу содержания текста в виде его устного или письменного изложения. Для О. ч. обычно предлагаются большие по объему тексты, рассчитанные на самостоятельную работу с текстом. На аудиторном же занятии проводится обсуждение прочитанного и оценка работы учащихся. Ознакомительному чтению обычно предшествует изучающее чтение. (Из "Нового словаря методических терминов" Азимова, Щукина)

Tags: развитие речи, чтение
Subscribe

Posts from This Journal “чтение” Tag

promo marjulia marzo 9, 2019 11:07 4
Buy for 10 tokens
https://abliasova.org/2018/06/07/rki/ 1. Учебники и пособия по РКИ уровня А1: https://marjulia.livejournal.com/285919.html 2. Учебники и пособия по РКИ уровня А2: https://marjulia.livejournal.com/286172.html 3. Учебники и пособия по РКИ уровня В1:…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments