Методика РКИ для всех - Блог Юлии Мареевой (marjulia) wrote,
Методика РКИ для всех - Блог Юлии Мареевой
marjulia

Category:

Всё, что нужно знать о сочетаниях типа "та - тя - тья"; мягкие и твёрдые согласные звуки

Основным нарушением при произношении сочетаний «мягкий согласный+гласный» является появление промежуточных звуков [й] или [и]. В работе сопоставляем произношение этого сочетания и сочетания мягкого согласного с согласным й] и гласным [и], а также сочетания твердого согласного с гласным: та — тя — тья — тия (Вагнер).
При постановке произношения мягких согласных используем все три способа: имитационный, сопоставительный и артикуляционный. В звуковой системе английского языка некоторые мягкие согласные (обычно губные) слышатся и произносятся в позиции перед звуком [j]. Поэтому сравниваем произношение русских мягких согласных с произношением английских согласных именно в этой позиции: бьют — beautiful, пью — pew, вид — view, фильм - few, мир — mew, тип — situation. При постановке мягких согласных целесообразно использовать опору на навык учащихся в произношении английских согласных в данной позиции.

Можно также исходить из артикуляции гласного [и]. Сообщаем учащимся, что мягкость согласного возникает в результате того, что спинка языка поднимается к твердому нёбу как при произнесении гласного [и]. Тон несколько выше, чем при произнесении соответствующего твердого согласного. Показываем рисунки-схемы с изображением положения языка при произнесении парных (твердого и мягкого) согласных: [м] — [м']; [д], [т], [н] — [д'], [т'], [н']; при произнесении мягких согласных [л'], [р'], [х´]. Предлагаем учащимся произнести гласный [и], для того чтобы язык принял необходимое положение, и, не меняя его, произносить после гласного [и] мягкие согласные в сочетании с гласными: ии — мя, ии — мё, ии — ме, ии — ми, ии — мю; ии — зя, ии — зё, ии — зе, ии — зи, ии — зю. В англоязычной аудитории необходимо обычно придерживаться именно такой очередности гласных, выражающей возрастающую степень трудности произношения. Несмотря на то, что при произ¬несении русских мягких согласных язык принимает «и»-положение, произношение сочетания «мягкий согласный + [и]» оказывается для учащихся более трудным, чем произношение сочетаний с гласными [а], [о] и [э]. Это, видимо, объясняется тем, что, чувствуя аналогию гласных [и] и [i], учащиеся непроизвольно усматривают аналогию и в произношении предшествующего согласного и заменяют мягкий согласный привычным «средним» согласным: ти "[ti:]". Предложенная очередность сочетаний мягких согласных и гласных может варьироваться в том случае, если в родном языке учащихся имеется сочетание с каким-либо из гласных (например [n´u] в языке суахили).

При работе над произношением сочетаний «мягкий согласный + гласный» предупреждаем появление в произношении учащихся промежуточных звуков [й] или [и]: мя "[мйа]", "[миа]". Сопоставляем произношение этого сочетания и сочетания мягкого согласного с со¬гласным [й] и гласным [и], а также сочетания твердого согласного с гласным: ма — мя — мья — мия.
[источник: Вагнер В. Н. Методика преподавания русского языка англо- и франкоговорящим]

Одним из приёмов обучения произношению является изменение темпа речи.

Замедленное произнесение слога или слова ведет к разложению звука на составные части, что помогает студенту осознать структуру данного звука и правильно его произнести. Например, сначала замедленное произнесение слогов с мягким согласным как дифтонгом (с усилением и-образного призвука), а затем ускорение темпа дает нормальное произнесение этих слогов: миа – мя, вие – ве, конечно, в том случае, если студент уже произносит русской [и] и мягкий согласный перед [и] правильно.

Помогают правильному произнесению звуков, например, такие советы: произносите мягкие согласные женским голосом, а твердые – мужским.

Материал курсов практической фонетики (особенно вводных курсов) должен строиться таким образом, чтобы предыдущее помогало усваивать последующее. Например, иностранец, чтобы правильно произнести русские слова: семья, статья, судья, пью, бьёт – должен овладеть произношением сочетания типа: мья, тья, дья. Но для того чтобы правильно произнести эти сочетания необходимо овладеть правильным произношением [j’] и мягких согласных на конце слов (семь, стать); правильное произнесение мягких согласных на конце слов в свою очередь невозможно, если иностранец не овладеет произнесением мягких согласных в открытом слоге (ми, ти), что в свою очередь зависит от правильного произнесения русского звука [и].

[источник: Балыхина Т. М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007]

Для образования мягкого звука необходимо настроить речевые органы на произнесение [и] и протянуть гласный. Это позволяет ощутить положение языка при [и] и закрепить его. Затем, произнося гласный, необходимо перейти к согласному, так чтобы после него следовал гласный [и]: [и]...[т']...[и];[и]-[т']-[и]. Далее артикуляция [т'] закрепляется после [и] перед другими гласными. При этом внимание обучаемых необходимо обратить на дифтонгоидность гласных, и также на и-образный переход от согласного к гласному.

Установка: подумайте о том, что после гласного будет следовать [и]. Это поможет реализовать мягкий согласный и правильный аллофон гласного, который определяет качество мягкого слога в целом.

[источник: Любимова Н. А. Лингвистические основы обучения артикуляции русских звуков. Постановка и коррекция]

Сочетания типа та - тя - тья можно назвать формулой противопоставления согласных по твёрдости / мягкости. Подобные сочетания есть во многих словах: сел – съел, живём – живьём, лёд – льёт, так – хотят – статья, мать – мять – семья, забота – ребёнок – бьёт, компот – Пётр – пьёт и т. п. Многие иностранцы одинаково произносят такие слова.


Можно посмотреть задания, предлагаемые И.В. Одинцовой в "Звуки. Ритмика. Интонация".
3134681-4ef765ca479d654d
Примеры на ТА - ТЯ - ТЬЯ
1) Фонетическая зарядка:

ТА ТЯ ТЬЯ ДА ДЯ ДЬЯ НА НЯ НЬЯ

ТО ТЕ ТЬЁ ДО ДЁ ДЬЁ НО НЕ НЬЁ

ТУ ТЮ ТЬЮ ДЮ ДЮ ДЬЮ НУ НЮ НЬЮ

ТЫ ТА ТЬИ ДИ ДИ ДЬИ НЫ НИ НЬИ

2) сравнение и противопоставление слов с такими сочетаниями звуков:

/п/-/п'/: "папа" - "пятый" - "пьяный", "пот" - "Пётр" - "пьёт", "пусто" - "пюре" -

"пью";

/б/-/б'/: "труба" - "трубя" - "воробья", "буква" - "бюст" - "бью";

/ф/-/ф'/: "графа" - "графя" - "сафьяновый";

/в/-/в'/: "вал" - "вял" - "муравья", "завод" - "зовёт" - "завьёт";

/м/-/м'/: "масса" - "мясо" - "скамья", "мокрый" - "мёрзнуть" - "скамьёй",

"примера" - "премьера", "мыло" - "мило" - "семьи";

/т/-/т'/: "там" - "дитя" - "Татьяна"; "ток" - "тёк" - "статьёй";

/д/-/д'/: "дам" - "дядя" - "судья", "суды" - "суди" - "судьи", "дума" - "дюжина" -

"ладью", "попади" - "попадьи";

/с/-/с'/: "сок" - "всё" - "съёмка", "косы" - "коси";

/з/-/з'/: "в зал" - "взял" - "изъян", "позор" - "позёр" - разъём;

/н/-/н'/: "нам" - "няня" - "свинья";

/л/-/л'/: "лодка" - "полёт" - "польёт", "полу" - "палю" - "полью";

/р/-/р'/: "урок" - "Серёжа" - "серьёзный".
3134687-a8ff378a442cdfc0
Методические рекомендации по постановке звуков, материалы для упражнений, схемы артикуляций содержатся и в книге Любимовой Н.А. Обучение русскому произношению: Артикуляция. Постановка и коррекция русских звуков.
Неразличением твёрдости – мягкости согласных страдает подавляющее большинство изучающих русский язык как иностранный (в том числе на продвинутом и даже на профессиональном уровне). Хорошие корректировочные упражнения есть в пособии Одинцовой «Звуки. Ритмика. Интонация» http://www.twirpx.com/file/814782/, также в книге Панкова Ф.И. и Бархударовой Е.Л. “По-русски - с хорошим произношением. Практический курс звучащей речи”. Здесь есть задания на отработку всех звуков русского языка, помогающие в «борьбе» с различными типами акцента. Это универсальные пособия для иностранцев всех национальностей. В последнем, кроме учебных, есть также профессионально ориентированные (для учащихся гуманитарного профиля) и художественные тексты.

А это таблички по этой теме из замечательного пособия И. С. Миловановой "Фонетические игры и упражнения. Русский язык как иностранный. Начальный этап обучения" https://www.labirint.ru/books/591298/. Коллеги говорят, что книга полезна и на продвинутом этапе обучения.


Tags: myagkie_i_tverdie_soglasnie, фонетика, фонетические умения
Subscribe

Posts from This Journal “фонетика” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment