?

Log in

No account? Create an account

Блог об РКИ, РКН, русском как втором родном

Добро пожаловать в мой блог, посвящённый преподаванию русского языка как иностранного.
Здесь я делюсь полезной информацией из своей практики. Буду рада обмену опытом, рекомндациям и комментариям.

MGU-Russian собрал всех под одной крышей Международного форума по РКИ!

Программа прошедшего форума: http://festival.mgu-russian.com/

Смотрите записи здесь:

День 1:



День 2:



Курсы методики

15 мая у нас стартовала новая группа по методике преподавания РКИ: https://mgu-russian.com/ru/teach/courses/



С 27 апреля по 2 мая в Салониках проходила конференция "Русский язык и культура в зеркале перевода", посвящённая 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева.




Я выступила на конференции в секции "Наука о переводе в глобальном мире: история и современность" с докладом о редупликации наречий в русском и новогреческом языках:






На конференции работало несколько секций, посвящённых методике преподавания русского языка как иностранного.

Секция "Русский язык в системе подготовки специалистов межкультурной коммуникации"

Сусана Гюрдзиди "Вопросы методики преподавания русской предложной системы грекоязычной аудитории"



Гао Гуоцуй "Методика преподавания русского языка в системе подготовки специалистов меж'языковой коммуникации КНР"



Димитрина Лесневская "Особенности преподавания русского языка как иностранного в болгарской аудитории"




Секция "Теоретические проблемы обучения иностранному языку в системе подготовки специалистов межкультурной коммуникации"

Анатолий Леонидович Бердичевский "Социально-психологическая оптимизация учебного процесса при изучении русского языка как иностранного"



Татьяна Ивановна Зиновьева "Готовность педагога поликультурной школы к профессиональной деятельности в области устного дистантного общения"



Евгений Георгиевич Торсуков "Формы суггестии в обучении иностранному языку"



Торжественный ужин в заключительный день конференции с коллегами из России, Греции, Китая и Азербайджана:




Сегодня я расскажу о пособии Анатолия Леонидовича Бердичевского «Альтернативные технологии в преподавании русского языка как иностранного» http://www.retorika-a.lv/ru/?p=catalog&m=7&a=1088.



Несмотря на то что сейчас постоянно говорят о коммуникативной методике, о быстром обучении говорению, очень многие преподаватели на своих занятиях не используют все возможности и приёмы. Во-первых, преподаватель может сам слишком много говорить на занятии (90 % и больше времени). Во-вторых, не организует взаимодействие между учащимися в группе. Студенты по очереди читают предложения, выполняют задания, отвечают на вопросы преподавателя. При этом нет практически никакой работы в группах, в парах, в тройках, в динамических парах, не используются игровые приёмы, опорные карточки и наглядные рабочие листы. Много пассивного восприятия материалы, без активного участия, постоянной деятельности. На занятии много говорят 1-2 ученика, а остальные отмалчиваются и скучают, потому что преподаватель не прилагает усилий, чтобы задействовать каждого.

В пособии А.Л. Бердичевского описаны методы и технологии, которые делают занятие интерактивным и эффективным для разных типов учащихся (и для тех, кто любит «просто говорить», и для тех, кто любит делать грамматические упражнения): «прирост» в иностранном языке, метод Биркенбиль, метод тандема, коллективный способ обучения, адаптивная система обучения, суггестопедия, опорный конспект, сетевое планирование.

Все эти методы объединяет то, что они действительно ставят в центр процесса обучения учащегося, его потребности и индивидуальные особенности. В группе происходит постоянное взаимообучение, а преподаватель выступает в роли помощника, который направляет работу обучаемых.

Очень рада была лично познакомиться и пообщаться с автором на конференции в Салониках:



А применяете ли вы на занятиях перечисленные выше методы и технологии?

В группе в Фейсбуке недавно было много комментариев о том, какие проблемы могут быть с учениками, чем они могут быть недовольны, по каким причинам отказываться от уроков.

Одна моя ученица как-то пожаловалась на меня администратору курсов, что я слишком быстро даю материал на уроке. Но в группе всё-таки осталась. Мы нашли общий язык и проблем больше не было.
А ещё однажды индивидуальный ученик сказал, что не может заниматься со мной, потому что я слишком молодая :) Хотя к тому времени я работала уже 5 лет и ничего подобного не происходило. Он сказал, что предпочитает более опытного преподавателя.

А какие случаи были в вашей практике?

По какой причине вы бы сами могли отказаться от уроков? (мне очень не нравится, когда преподаватель много говорит сам и не даёт возможности и необходимых стимулов для говорения студентам).

#РКИ_методика

На подфаке я вела уроки истории первокурсникам-экономистам из Китая. Параллельно они слушали лекции вместе с русскими студентами. Вернее у нас с ними всё-таки были занятия по русскому языку, но на основе текстов по истории России.

Вначале я спросила, каких русских исторических деятелей и какие важнейшие исторические события они знают. Были названы Сталин, Ленин, Екатерина II, Пётр I, Октябрьская революция, Вторая мировая война. Ещё прозвучало много имён русских учёных и писателей. В общем, уже неплохо!

Основной наш учебник – «Книга для чтения по истории России для студентов-иностранцев». Авторы – преподаватели кафедры истории Университета нефти и газа. Эта книга – сборник текстов по истории России с древнейших времён до наших дней. В основном это сухое изложение фактов + вопросы и тесты.

На первом занятии мы говорили о первых русских князьях от Рюрика до Ярослава Мудрого. К уроку я подобрала различные изображения князей, жизни славян, Киева, Новгорода, Крещения Руси и др. Очень помогли Открытые образовательные ресурсы Российского университета дружбы народов . Новые слова переводили с помощью словаря. О значении некоторых слов просила догадаться, например, "дружина" (князя). Один студент предположил, что это «жена-друг» Как я узнала позже, на украинском языке "дружина" и есть "жена".


Кроме книги для чтения подключила ещё «Мою первую русскую историю в рассказах для детей» Н.Н. Головина. Тексты и картинки (правда, только чёрно-белые) там очень хороши. В дальнейшем подключили "Историю России в фактах, датах и иллюстрациях" В.М. Соловьёва и один мультимедийный курс.

Когда я работала в Македонии, помимо практических занятий по русскому языку ещё некоторое время я вела уроки по «Русской цивилизации ХХ века». Там я делала презентации, составляла небольшие тексты, мы смотрели фильмы. Ещё специально тогда приобрела пособие «Из истории России ХХ века» (авторы: А.Н. Ременцов, А.Л. Кузнецов, М.Н. Кожевникова; издательство: Русский язык. Курсы), но практически им не пользовалась. Тексты для нас были или слишком сложны, или недостаточно неинтересны, а заданий там очень мало. А вот если бы я вела этот курс сейчас, то во время разговора о гражданской войне и судьбах белой эмиграции я бы ещё обязательно подключила «Рассказ-канонизацию» Игнатия Дьякова https://marjulia.livejournal.com/186229.html. Игнатию прекрасно удалось передать атмосферу того времени, показать образ русского интеллигента. Там действуют как вымышленные, так и исторические персонажи (Деникин). То есть можно разом убить двух зайцев: проникнуться изучаемой эпохой и улучшить свой русский, поскольку все диалоги персонажей актуальны, фразы и конструкции можно использовать в повседневном и деловом разговоре.


Расскажите, пожалуйста, с какими книгами по истории и страноведению вы знакомы. Какие интересные сайты вы бы посоветовали?

No automatic alt text available.


Учебные фильмы по РКИ

1. "Чашки" (1992 г.) Сценаристы: Е. Николенко, Г. Левина. Это детективная история на основе лексики элементарного уровня.
http://www.zlat.spb.ru/catalog5_5_138.html


2. "Московские истории". Идея и сценарий: Ирина Кирилловна Дворянинова, Марина Николаевна Аникина. Это видеоприложение к учебнику "Лестница". К сожалению, были сняты только две первых серии "Пистолет" и "Чёрная кошка" (в 2002 г.). Мы со студентами смотрим их на первых занятиях, когда изучаем род существительных, притяжательные местоимения, множественное число, прилагательные. Именно на основе этих грамматических тем и элементарной лексики построены диалоги героев. При этом там очень смешно в контексте обыгрываются типичные фразы из учебников начального этапа: "Что это? - Это стол" В конце серий даются схемы, грамматические таблицы, обобщения.

3. Частных В.В. "В Москву? В Москву!" Видеокурс и учебное пособие. А2-В1 (+DVD)
http://www.moscowbooks.ru/book.asp?id=897045


4. Live from Russia https://www.youtube.com/watch?v=xuX_YDeQ2Gg

5. Русский язык (Южно-Уральский государственный университет) https://www.youtube.com/watch?v=fdZjoIuXboc



Profile

marjulia
Методика преподавания РКИ для всех
Методика преподавания РКИ для всех

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow