?

Log in

No account? Create an account

Блог об РКИ, РКН, русском как втором родном

Добро пожаловать в мой блог, посвящённый преподаванию русского языка как иностранного.
Здесь я делюсь полезной информацией из своей практики. Буду рада обмену опытом, рекомндациям и комментариям.


Коллега рассказала о своём опыте работы на таких курсах в Италии:

"Когда мы работаем с родителями, которые усыновляют детей из России, мы используем разговорник, где собрана почти вся необходимая лексика. Правда, это испано-русский разговорник.
Каждый такой курс максимально индивидуален, поэтому каждый следующий курс не похож на предыдущий. Общие принципы таковы: Читать дальше
Балканы ближе, чем кажется. А Рязань больше, чем кажется. И это правда! Никогда не думала, что встречу почти все балканские страны в Рязани на форуме, организованном РГУ имени С.А. Есенина.
Прежде всего хочу выразить благодарность организатором этого замечательного форума: начальнику Управления международной деятельности Олегу Сулице, Инне Веденькиной, Елизавете Ревковой, всем волонтёрам, которые помогали координировать мероприятия.



Read more...Collapse )
Можно принести на урок разные предметы русского и советского быта и попросить иностранца догадаться, как использовались / используются некоторые предметы быта и объяснить по-русски, есть ли у них такие же / похожие, для чего они нужны. Если иностранец не знает, что это, пусть постарается предположить самостоятельно, как это может пригодиться, на что это похоже.



Кратко о порядке слов здесь: https://marjulia.livejournal.com/17896.html

На эту тему есть три статьи с системой упражнений и ключами (авторы: Н.А. Лобанова, А.Л. Горбачик):

1. Порядок слов в русском языке. Знакомство с основными понятиями: коммуникативное задание, актуальное членение, тема, рема. Типы словорасположения. Нерасчленённое высказывание

2. Порядок слов в русском языке. Типы расчленённых высказываний. (ссылка очень большая, я поместила её в комментарии к этому посту)

3. Порядок слов в русском языке. Инверсия

Задания можно использовать на продвинутом этапе обучения.

А также смотрите замечательное пособие "Порядок слов в русском языке: лингводидактический аспект" О.А. Крыловой, С.А. Хаврониной (издательство "Русский язык. Курсы"). Издание 1989 года "Обучение иностранцев порядку слов в русском языке" (Хавронина С.А., Крылова О.А.) можно скачать в интернете.




Видео о городах России, которые могут пригодиться на уроках. Если в видео говорят слишком быстро, можно делать паузы.

Иваново



Казань



Read more...Collapse )
Короткий видеосюжет о нашем форуме "Россия и Балканы", который прошёл в Рязани. Эксперт из Греции Константинос 5 лет назад учил русский язык на наших курсах MGU-Russian :)




ЕСТЬ 2 ТИПА ЛЮДЕЙ ...

Чтобы отработать порядковые числительные первый и второй, можно подобрать в интернете весёлые картинки из серии "Есть 2 типа людей".
Первый - это прилагательное с твёрдой основой и окончанием -ый, второй - прилагательное с ударным окончанием -ой. Подробнее о прилагательных: https://marjulia.livejournal.com/214951.html

Вот, например, подборка от Adme: https://www.adme.ru/svoboda-kultura/v-mire-est-vsego-2-tipa-lyudej-i-eti-17-illyustracij-esche-raz-podtverzhdayut-spravedlivost-dannogo-utverzhdeniya-1670065/

Есть и видео с подобными картинками.

Преподаватель спрашивает студентов в группе: "Какой Вы тип? Первый или второй?" Студенты отвечают: "Я первый" или "Я второй". Студенты спрашивают друг друга: "А ты какой тип?"
Это на элементарном уровне, при начальном знакомстве с порядковыми числительными. С более продвинутыми студентами задание можно усложнить и расширить, предложить дать комментарии к картинкам.



Этот метод зиждется на нескольких принципах:
- Зубрить слова запрещается!
- Вы учите только то, что хотите выучить.
- Если вы прежде всего хотите научиться вести беседы на языке, то вам достаточно научиться слушать и говорить на этом языке. Кто хочет научиться читать и писать, изучает чтение и письмо.
- Грамматические правила не нужны.
- Большая часть учебной работы будет осуществляться на бессознательном уровне

Также изучение иностранного языка по данному методу включает несколько этапов:
1. пословная дешифровка текста учащимися
2. учащиеся читают декодированный на родной язык текст и одновременно его слушают
3. в то время как ученики заняты чем-то другим, они слушают текст (как фон для другой деятельности)
4. аудирование, говорение, чтение и письмо на основе усвоенного в первых трёх шагах

Более подробно данный метод описан в пособии А. Л. Бердичевского «Альтернативные технологии в преподавании русского языка как иностранного», издательство «Retorika A». Это метод положен в основу учебников: Учебник ЛЕСТНИЦА немецкий вариант и пособие Грамматика с радостью" E.WEBER Verlag Eisenstadt 2007 www.eweber.at; ЛЕСТНИЦА английский вариант HAAGA-HELIA Helsinki 2007 www. ruslania.com

Смотрите также: https://studopedia.ru/10_246784_birkenbil-metod-obucheniya-inostrannim-yazikam.html

"Интересный" ученик

На днях получила по электронной почте письмо из одного языкового центра, с которым сотрудничала несколько лет назад.

"Надеюсь, что Вы еще нас помните). Есть интересный ученик, если
свободны, то свяжитесь со мной, пожалуйста".

Учеников я брать не собиралась, но письмо заинтриговало - захотелось узнать подробности, вдруг это предложение, от которого действительно невозможно отказаться :)

Оказалось, что это руководитель московского представительства одной международной организации, 50+. Солидный, эрудированный человек.
- Да, интересно!

- Но! Он всё время меняет преподавателей. Вы не подумайте! Он всегда всеми доволен, выражает благодарность, просто ему нужна свежая кровь - понимаете? Он часто ездит в командировки и после каждой командировки просит новую преподавательницу. И хочет заниматься только с молодыми красивыми девушками. Опять же не подумайте ничего такого! Это воспитанный и серьёзный человек, просто он любит всегда быть окружённым прекрасным. Все бывшие преподавательницы отзываются о нём положительно.

А ещё он не хочет ничего писать. И никаких учебников! Только не учебник! При этом он совсем начинающий. То есть скорее всего Вам снова придётся начать с ним с "нуля".
- М-да, хорошо ... А с оплатой как?
Понятно, расценки не менялись с докризисных времён (интерес, как и уровень ученика, уже почти на нуле).

- Да, Юля, и ещё: попросили, чтобы преподаватель предварительно приехал в офис для знакомства.
- Хорошо, это будет первый пробный урок?
- Нет, просто нужно заехать к ним минут на 15, показаться. Если Вы их устроите, дальше договоритесь о времени занятий.

Вот это вообще замечательно! Потратить полтора часа на дорогу только в один конец, чтобы "приехать показаться".
Ну уж нет! Такие привередливые чудо-господа, которые сами не знают, чего они хочют (но явно не учить русский язык), - давно пройденный этап.
Это совсем не интересный ученик.

А какие у вас были интересные ученики? Приходилось ли вам отказываться от учеников? По каким причинам?


Источник фото: https://rebenok.by/articles/woman/jobs/22523-esli-vse-vybirayut-dengi-pochemu-uchitel-dolzhen-byt-drugim.html



Могут подойти следующие учебники:

1. Л. Котане Russian for Business     
           
2. C. Чернышов «Поехали-2!»

3. Тамара Блум, Елена Горелова «Путь к успеху!»-2

Эти учебники помогут сформировать у иностранных учащихся коммуникативную компетенцию как в повседневном общении, так и в деловой сфере.

Юлия Мареева, преподаватель Учебного центра русского языка МГУ

Profile

marjulia
Методика РКИ для всех - Блог Юлии Мареевой
Методика преподавания РКИ для всех

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow