Category: наука

Category was added automatically. Read all entries about "наука".

promo marjulia march 9, 2019 11:07 Leave a comment
Buy for 10 tokens
https://abliasova.org/2018/06/07/rki/ 1. Учебники и пособия по РКИ уровня А1: https://marjulia.livejournal.com/285919.html 2. Учебники и пособия по РКИ уровня А2: https://marjulia.livejournal.com/286172.html 3. Учебники и пособия по РКИ уровня В1:…

Сети смысла: где находятся границы языка и почему неправ Хомский

https://knife.media/nets-of-meaning/
https://knife.media/nets-of-meaning/

Источник: © НОЖ https://knife.media/nets-of-meaning/

Преподаватель русского языка в Университете Лотарингии Николай Чепурных и докторантка Национального центра научных исследований (CNRS) Франции Полина Михель рассказывают о составлении словарей, трудностях машинного перевода и теории «Смысл ⇔ Текст».

— Расскажите о себе и о научной работе во Франции.

Николай Чепурных: Мы окончили Европейскую магистратуру по лексикографии (EMLex) в Университете Лотарингии, и теперь я преподаю здесь русский. Моя позиция называется «лектор». Обычно это приглашенные на кафедру носители языка, часто, как и я, вчерашние выпускники вуза.

Мои студенты изучают в университете два или три иностранных языка. Скажем, английский — первым, русский — вторым, итальянский — третьим.

Мы с Полиной учились два года при Лаборатории автоматической обработки французского языка (ATILF), но в итоге занимаемся разными языками на современном этапе их развития (условно — с полета Гагарина в космос). Наш руководитель — Ален Польгер, ученик Игоря Александровича Мельчука, автора теории «Смысл ⇔ Текст», почетного профессора Монреальского университета. Ален занимается разработкой лексических сетей для разных языков, и мы входим в группу «Сети русского языка». Руководитель, Светлана Крылосова, и большая часть нашей команды базируются в парижском университете INALCO.

— Что такое лексические сети?

Collapse )

Основные идеи Ноама Хомского

https://monocler.ru/noam-homskiy/?fbclid=IwAR3uKQsrYfJ6xcRwy8PJ6IfqXwxKhZkvvf3ydNwLUkCIIeQucu9bKJpnTCQ
https://monocler.ru/noam-homskiy/?fbclid=IwAR3uKQsrYfJ6xcRwy8PJ6IfqXwxKhZkvvf3ydNwLUkCIIeQucu9bKJpnTCQ

Ноам Хомский родился 7 декабря 1928 года в Филадельфии, штат Пенсильвания. Он известен как основоположник генеративного направления в лингвистике, философ, теоретик, политический активист. Студентом он изучал математику, лингвистику и философию. С 1962 года является профессором в Массачусетском технологическом институте и преподает там по сей день. Соотечественники называют Ноама Хомского «Американский Сократ».

Язык — пространство для творчества, математически точная система, встроенная с рождения в наш мозг, или то и другое одновременно? Сегодня мы разбираемся, как Ноам Хомский повлиял на современное понимание языка, почему язык более сложен, чем об этом говорят разработчики искусственного интеллекта, и какие всё-таки есть недостатки у теории универсальной грамматики.

Одной из первых, а также и широко известных работ Хомского является книга «Синтаксические структуры» (1957), в которой он изложил идею генеративной, или порождающей лингвистики.

Особенность метода Хомского заключается в том, что он представил грамматику естественного языка в виде механизма, который способен породить бесконечное число грамматически правильных предложений при наличии изначально ограниченных языковых ресурсов. Однако его целью было не только выявить математически точную грамматическую систему, но также объяснить творческое использование языка людьми и механизмы усвоения языка детьми.

Collapse )

Представить или предоставить?

Источник: © «Русский язык»  Автор: Ольга Северская

Знакомая выпускница школы выбирала вуз весьма своеобразно: один просил «представить», другой – «предоставить» необходимые для поступления документы, так вот девочка решила идти «в тот, что грамотнее». Поэтому пришла ко мне на консультацию.

Помочь я ей не смогла: документы разрешается по языковым нормам как представлять («предъявлять, подавать»), так и предоставлять («отдавать в чье-то распоряжение»). Но разницу в оттенках значения и в употреблении этих двух глаголов объяснила.

Collapse )

Похожие, но разные

Источник: © Наука и жизнь  Доктор филологических наук Наталия Черникова

Картинка: https://zen.yandex.ru/media/id/5c030bddbf4b0f0417823603/nevejda-ili-neveja-kak-pravilno-5c05b6de5e1f090450a7629d
Картинка: https://zen.yandex.ru/media/id/5c030bddbf4b0f0417823603/nevejda-ili-neveja-kak-pravilno-5c05b6de5e1f090450a7629d

Существительные невежа и невежда когда-то имели одно значение — «необразованный человек». Но ещё в ХIХ веке В. И. Даль, автор Толкового словаря живого великорусского языка, отметил их различие: невежда — неучёный, необразованный учением, книжным знанием, непросвещённый; человек невежественный, тёмный, хотя, может быть, умный и доброжелательный; невежа — неучтивый, невежливый, не знающий приличия, пристойности в общежитии… не умеющий вести, держать себя в людях.

Разный смысл этих однокоренных слов отражён в русских пословицах: книжники своё, а невежды своё; нельзя требовать с невежды познания; невежа был, квашню раскрыл; с невежей не связывайся, невежа и Бога гневит.

У каждого из существительных есть свой смысловой ряд: невежда — невежественный, невежественно, невежественность; невежа — невежливый, невежливо, невежливость, а прежде был ещё и глагол невежничать — «поступать грубо, неблаговоспитанно».

Подробнее см.: https://www.nkj.ru/archive/articles/21085/?fbclid=IwAR1EL3-AgosuIo8ZGMK5DH6_uftMpbrqu6sidHe4QGV93ThBk3kaRYwTWdE (Наука и жизнь, Похожие, но разные)

В прошлом году я занималась подготовкой русских девятиклассников к ОГЭ. Одна девочка в сочинении по «Недорослю» Фонвизина, рассказывая о семье Митрофанушки, написала, что «они погрязли в невеждие» — несуществующее пока в русском языке слово, но корень выбран верно :) 

Тема "Дом. Квартира" в курсе РКИ

Кристина Волкова, преподаватель: «Дорогие коллеги, давно хотела попробовать такое приложение, где можно было бы обставлять квартиру. Вот одно из них, называется Design Home (но я думаю, таких много). На скриншотах видно, что вы можете обставить квартиру на ваш вкус, выбирая подходящую мебель из списка.
Можно использовать на разных уровнях и веселиться вовсю: здесь и глаголы, и цвета, и материалы, и описание комнаты, и даже виды из окна. За каждый дизайн тебе дают баллы и ты можешь покупать какие-то новые предметы. Мы разыграли следующий диалог: муж и жена выбирают новую мебель, но жена заболела и не смогла пойти в магазин с мужем. Муж должен описать, какие диваны, столы и т.п есть, из чего они, какого цвета, а потом отказать жене в покупке слишком дорогой мебели, потому что их бюджет ограничен (и это действительно так, баллов не много было, потому что я только один дизайн сделала).
Ещё хорошо пошло с А1, там ребята просто описывали комнату, которую они сначала обставили, повторив цвета + глаголы стоит, лежит, висит. Студенты скачивают приложение на свой смартфон/планшет.
К сожалению, здесь нельзя выбирать куда поставить мебель. Может быть найду такое приложение, было бы здорово».

Collapse )

Приложение для подготовки к тесту по русскому языку как иностранному

https://play.google.com/store/apps/details?id=com.RisingByte.TORFLGO
https://play.google.com/store/apps/details?id=com.RisingByte.TORFLGO

Приложение TORFL GO адресовано широкому кругу пользователей, которые готовятся к прохождению теста по русскому языку как иностранному (ТРКИ/TORFL). Новая разработка дает им уникальную возможность не только проверить свои знания русского языка, но и познакомиться со структурой теста по русскому языку как иностранному, узнать об особенностях его прохождения, отработать наиболее сложные в языковом отношении ситуации – и все это прямо в мобильном телефоне или на планшетном компьютере в любое удобное время.

На сегодняшний день в TORFL GO представлены наиболее востребованные уровни тестирования – элементарный, базовый, первый и второй сертификационный. Структура и специфика теста, тематика заданий максимально приближены к реальной процедуре теста. Программа также учитывает нормы времени, отводимого на выполнение заданий.

Приложение доступно для скачивания:

в магазине GooglePlay: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.RisingByte.TORFLGO

в магазине AppStore: https://itunes.apple.com/ru/app/torfl-go/id1402116517?l=en&mt=8

Программа Edpuzzle для работы с видео на уроке

https://twitter.com/teknogretmenler/status/1127898500426010624
https://twitter.com/teknogretmenler/status/1127898500426010624

Алина Алёшина: «Хочу поделиться чудесным ресурсом, который позволяет создавать видеоуроки, используя свои ролики или те, что есть на youtube.com. С его помощью можно обрезать видео, добавлять комментарии, а главное - задавать вопросы учащимся прямо в ходе просмотра.
Вот урок, который я создала для своей ученицы (уровень С1): <iframe width="470" height="402" src="https://edpuzzle.com/embed/media/5a2bcd56bd5134410231a983" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>»

«Фиксики» занялись продвижением русского языка

Фото: ru-ipad.org https://russkiymir.ru/news/268482/
Фото: ru-ipad.org https://russkiymir.ru/news/268482/

Источник: © РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Российская анимационная компания «Аэроплан», правообладатель проекта «Фиксики», получила грант Министерства просвещения Российской Федерации на разработку мобильных игр-тренажеров по изучению и совершенствованию русского языка. Игра уже доступна для скачивания на всех популярных платформах: Google Play Фиксики: Учим русский язык — учить весело! APPSTORE Фиксики: Учим русский язык

Целевая аудитория игр – люди разных возрастов, но преимущественно дети, подростки и молодежь, которые осваивают русский язык и готовятся к сдаче официальных тестов по нему.

В создании обучающего приложения приняли участие опытные методисты и преподаватели русского языка как иностранного с опытом практической работы более 20 лет.

Collapse )

Топ-5 лучших научно-популярных книг о языке, вышедших после 2015 года (по версии Gramota.ru)

Топ-5 лучших книг о языке за последние 5 лет (по версии Gramota.ru)

1. Бурлак Светлана Анатольевна
Происхождение языка: факты, исследования, гипотезы (Москва: Corpus, 2011; 2-е изд., переработанное и дополненное. Москва: Альпина нон-фикшн, 2019)

В книге собраны и обобщены в единую картину данные лингвистики, нейрофизиологии, когнитивной науки, антропологии, археологии, этологии, генетики и других наук, так или иначе проливающие свет на происхождение языка. Строгость научного подхода к фактам, четкость формулировок сочетаются с доступностью изложения, что делает книгу интересной для широкого круга читателей.

http://www.mn.ru/blogs/blog_books/73304
http://www.mn.ru/blogs/blog_books/73304
Collapse )